Правительство официально решило потратить 103,6 млрд руб. в 2019—2022 годах на строительство федеральной части терминала «Утренний» в Обской губе. Соответствующее постановление подписал премьер Дмитрий Медведев. Терминал необходим для проекта НОВАТЭКа по сжижению газа «Арктик СПГ-2».
Выход постановления позволит «Росатому» наконец начать работы по дноуглублению для терминала «Утренний», на проведение которых госкорпорация перебросила 4 млрд руб. с программы строительства атомных ледоколов. Но источники финансирования оставшихся почти 100 млрд руб. по-прежнему неясны.
Премьер Дмитрий Медведев подписал постановление о выделении бюджетных средств на строительство терминала «Утренний» в Обской губе для проекта НОВАТЭКа по сжижению природного газа «Арктик СПГ-2». Общая стоимость строительства — 144,2 млрд руб., из которых на федеральную инфраструктуру в 2019—2022 годах государство даст 103,6 млрд руб. «Арктик СПГ-2» должен стать крупнейшим СПГ-проектом в России и призван обеспечить более четверти плановой загрузки Севморпути к 2024 году в 80 млн тонн.
В документе также упоминается, что уже в 2019 году должны состояться работы по строительству подходного канала в акватории порта Сабетта (терминал «Утренний» считается частью порта), а также выделены средства на навигационное оборудование — оно нужно для обеспечения подхода ледокольного флота и грузовых судов к существующему пирсу. Стоимость работ — 3,9 млрд руб.
За скорейшее принятие постановления шла борьба, поскольку без выделения средств «Росатом» не мог начать работы по дноуглублению в этом году, что могло на год сдвинуть сроки всего проекта, включая СПГ-завод НОВАТЭКа стоимостью $21 млрд. В конце февраля глава и совладелец НОВАТЭКа Леонид Михельсон в своем обращении к президенту просил поручить правительству в срочном порядке выделить из бюджета 4 млрд руб. на эти цели. В итоге «Росатом» нашел эти деньги, перебросив их с программы строительства атомных ледоколов, сроки сдачи которых были перенесены.
В материалах, направленных «Росатомом» в правительство к заседанию проектного комитета транспортной части комплексного плана развития инфраструктуры, речь шла о необходимости начать работы не позднее 1 августа — работы рассчитаны на десять недель, и есть риск не успеть в случае раннего ледообразования в Обской губе.
В начале июля правительство определило единственного исполнителя по дноуглубительным работам — петербургскую «Мордрагу» (входит в бельгийскую DEME Group). Замглавы «Росатома» Вячеслав Рукша говорил, что, хотя мобилизация специализированного флота уже началась и восемь судов придут в Сабетту в течение двух недель, госкорпорация не может начать работы без доведения лимитов финансирования со стороны правительства.
Работы должны быть выполнены в поставленные сроки, хотя госкорпорация взяла на себя существенные риски и времени не так много. После выхода постановления правительства важным вопросом остается получение всех согласительных документов, добавляет он. В «Росатоме» рассчитывают, что максимум 9 августа можно будет приступить к работам: «В принципе некритично, но уже несколько дней мы потеряли, и работать придется крайне напряженно».
При этом, хотя правительство сейчас и поручило выделить на строительство терминала«Утренний» оставшиеся 99,6 млрд руб. в 2020—2022 годах, источники этих средств по-прежнему неизвестны. Изначально Владимир Путин 27 марта поручил найти на эти цели дополнительные средства бюджета. Именно на такой трактовке настаивает курирующий транспорт вице-премьер Максим Акимов, но Минфин выступал за перераспределение финансирования в рамках нацпроекта по инфраструктуре — например, за счет сокращения финансирования высокоскоростных железнодорожных магистралей.
Глава консультационного центра «Гекон» Михаил Григорьев называет «крайне своевременным» решение о бюджетном финансировании. Планируется, что к началу 2023 года будет выведена на полную мощность первая очередь «Арктик СПГ-2», что требует завершения работ как по строительству портового хозяйства терминала (федеральная собственность), так и по установке первого гравитационного основания для СПГ-завода,для транспортировки которого необходимо обеспечить проходные глубины, отмечает эксперт. Вместе с тем остается вопрос по финансированию расширения морского канала на Обском баре, недостаточная пропускная способность которого уже стала очевидна,заключает он.