Предлагаем ознакомиться с кратким обзором изменений, произошедших в российском законодательстве и правоприменении в сфере электроэнергетики за 2019 год.
Установлена административная ответственность за повторно совершенное самовольное подключение и использование электрической, тепловой энергии
Федеральным законом от 29.05.2019 № 114-ФЗ «О внесении изменений в статьи 3.5 и 7.19 кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» установлено, что повторное совершение правонарушения, которое выражается в самовольном подключении к электрическим и тепловым сетям (за исключением самовольного подключения к нефтепроводам, нефтепродуктопроводам и газопроводам), самовольном (безучетном) использовании электрической, тепловой энергии, нефти, газа или нефтепродуктов, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, повлечет наложение административного штрафа: на граждан — в размере от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на должностных лиц — от восьмидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей или дисквалификацию на срок от двух лет до трех лет; на юридических лиц — от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей. Документ начинает действовать с 09.06.2019 года.
Внесены изменения в Методические указания по расчету цен (тарифов) на услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике
20 марта 2019 года было принято постановление Правительства РФ № 287, которое предполагает внедрение нового механизма участия потребителей в ценовом спросе. Будут появляться агрегаторы, конкурирующие между собой за возможность оказывать соответствующие услуги. Это влечет введение новой услуги по управлению спросом, оказываемой системным оператором в рамках оказания услуг по обеспечению системной надежности.
В связи с введением новой услуги, оказываемой системным оператором, приказом ФАС России от 30.04.2019 № 551/19 «О внесении изменений в Методические указания по расчету цен (тарифов) и предельных (минимальных и (или) максимальных) уровней цен (тарифов) на услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике, утвержденные приказом Федеральной службы по тарифам от 23.10.2009 № 267-э/8», вносятся соответствующие изменения в части учета затрат АО «СО ЕЭС» на организацию отбора и оплату услуг по управлению спросом на электрическую энергию.
Для услуг по управлению спросом прогнозная стоимость услуг и предельный объем средств, предназначенных для их оплаты, рассчитывается во всех случаях исходя из экономически обоснованных расходов, связанных с их оказанием, определяемых как произведение планового совокупного объема оказания услуг по управлению спросом на электрическую энергию, который не должен превышать величину, установленную постановлением Правительства РФ № 287 для такого вида услуг, и цены, не превышающей величины прогнозной средневзвешенной нерегулируемой цены на мощность на оптовом рынке для соответствующей ценовой зоны оптового рынка, опубликованной коммерческим оператором оптового рынка для соответствующего расчетного периода.
Приказ зарегистрирован в Минюсте России 29.05.2019 за № 54772.
Признаны утратившими силу некоторые приказы Федеральной службы по тарифам по вопросам порядка ценообразования на территориях, объединенных в неценовые зоны оптового рынка электрической энергии и мощности
Приказом ФАС России от 08.02.2019 № 152/19 «О признании утратившими силу некоторых приказов Федеральной службы по тарифам по вопросам порядка ценообразования на территориях, объединенных в неценовые зоны оптового рынка электрической энергии и мощности» признан утратившим силу приказ Федеральной службы по тарифам от 29.04.2008 № 107-э/4 «Об утверждении методических указаний по расчету стоимости отклонений объемов фактического производства (потребления) электрической энергии участников оптового рынка, функционирующих на территориях, не объединенных в ценовые зоны оптового рынка, от объемов их планового почасового производства (потребления), а также изменения, внесенные в него приказами Федеральной службы по тарифам от 23.10.2009 № 260-э/1, от 13.03.2012 № 156-э.
Приказ ФАС России принят в целях приведения норм в сфере ценообразования в соответствие с постановлением Правительства РФ от 08.12.2018 № 1496 «О вопросах присоединения Западного и Центрального районов электроэнергетической системы Республики Саха (Якутия) к Единой энергетической системе России, а также о внесении изменений и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации».
Приказ ФАС России от 08.02.2019 № 152/19 зарегистрирован в Минюсте России 30.05.2019 за № 54787.
Открыт для публичных обсуждений проект постановления Правительства РФ «О внесении изменений в Правила оптового рынка электрической энергии и мощности в части определения исчерпывающего перечня оснований для расторжения договоров о предоставлении мощности».
Настоящий проект постановления подготовлен Минэнерго России в рамках исполнения поручения Правительства РФ от 11.01.2019 № ДК-П9-1пр (пункт 5) о подготовке проекта нормативного правового акта, устанавливающего перечень оснований для расторжения договоров о предоставлении мощности.
Проект предусматривает внесение изменений и дополнений в Правила оптового рынка электрической энергии и мощности, утвержденные постановлением Правительства РФ от 27.12.2010 № 1172 (далее — Правила), в части установления оснований расторжения договоров, на основании которых продается (приобретается) мощность на оптовом рынке.
Основаниями для расторжения договоров, на основании которых продается (приобретается) мощность на оптовом рынке являются:
- соглашение сторон договора;
- исключение стороны договора из реестра субъектов оптового рынка и (или) прекращение в соответствии с пунктом 36 настоящих Правил поставки (покупки) мощности в группе точек поставки субъекта оптового рынка;
- исключение генерирующего объекта из определенного Правительством РФ перечня;
- основания, предусмотренные настоящими Правилами для отдельных видов договоров, на основании которых продается (приобретается) мощность на оптовом рынке, предусмотренных пунктом 4 настоящих Правил.
Документ разработан Минэнерго России.
На стадию публичных обсуждений перешел проект постановления Правительства РФ «О внесении изменений в Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике».
Проект постановления разработан ввиду отсутствия закрепленного на законодательном уровне алгоритма распределения перекрестного субсидирования по уровням напряжения при расчете единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии.
Проект постановления вносит изменения в Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденные постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 № 1178, в следующей части:
- наделения ФАС России полномочиями по утверждению методических указаний по расчету величины и ставки перекрестного субсидирования, учитываемых в ценах (тарифах) на услуги по передаче электрической энергии для потребителей, не относящихся к населению или приравненным к нему категориям потребителей, оказываемые территориальными сетевыми организациями и учитываемых органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов при установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям;
- утверждения ставки перекрестного субсидирования в двух вариантах и ее учете в величине ставки, отражающей удельную величину расходов на содержание электрических сетей, двухставочной цены (тарифа) и величине одноставочной цены (тарифе) в расчете на 1 киловатт-час электрической энергии с учетом стоимости нормативных потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям;
- введения ответственности для субъектов Российской Федерации в случае учета ставки перекрестного субсидирования в размере, отличном от величины, рассчитанной в соответствии с методическими указаниями.
Проект разработан ФАС России
Минэнерго России уведомило о подготовке проекта приказа «Об утверждении методических указаний по проектированию развития энергосистем».
Проект приказа направлен на реализацию положений, установленных Правилами технологического функционирования электроэнергетических систем, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2018 № 937, в части требований к планированию (проектированию) развития энергосистем, а также на актуализацию требований к проектированию развития энергосистем, установленных Методическими рекомендациями по проектированию развития энергосистем, утвержденных приказом Минэнерго России от 30.06.2003 № 281.
Проектом предполагается установить единые и конкретные требования к планированию развития электроэнергетики, включая развитие генерирующих мощностей и электросетевого хозяйства, в целях разработки наиболее эффективных инвестиционных решений для обеспечения прогнозируемого спроса на электрическую энергию и мощность с учетом требований к надежности функционирования энергосистем и электроснабжения потребителей, установленных действующим законодательством.
На стадию повторных публичных обсуждений перешел проект приказа Минэнерго России «Об утверждении требований к графическому исполнению нормальных (временных нормальных) схем электрических соединений объектов электроэнергетики и порядку их согласования с диспетчерскими центрами субъекта оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике».
В настоящее время в нормативных правовых актах обязательные требования к графическому исполнению нормальных (временных нормальных) схем электрических соединений объектов электроэнергетики не установлены. Данные вопросы регулируются только национальным стандартом Российской Федерации ГОСТ Р 56303-2014 «Единая энергетическая система и изолированно работающие энергосистемы. Оперативно-диспетчерское управление. Нормальные схемы электрических соединений объектов электроэнергетики. Общие требования к графическому исполнению», который носит добровольный характер, а также двусторонними договорными документами субъектов отрасли.
При этом не единообразное составление схем, применение для обозначения одних и тех же (однородных) элементов энергосистемы и объектов электроэнергетики разных графических обозначений, применение для обозначения элементов одного класса напряжения разных цветов может привести к неправильному пониманию субъектами электроэнергетики, их персоналом соответствующих схем, ошибкам в действиях диспетчерского, оперативного, оперативно-ремонтного персонала и, как следствие, к возникновению аварийных ситуаций в энергосистеме и на объектах электроэнергетики.
Положения проекта приказа Минэнерго России направлены на восполнение указанных пробелов в нормативном регулировании.
Проект приказа устанавливает требования к графическому исполнению нормальных схем электрических соединений объектов электроэнергетики, временных нормальных схем электрических соединений объектов электроэнергетики, порядку согласования нормальных схем и временных нормальных схем с диспетчерскими центрами субъекта оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике.