ENERGOSMI (ЭНЕРГОСМИ). Номер свидетельства СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63300

«Умный город ». Если ты такой умный, то почему до сих пор заселен лишь на треть?

«Умный город ». Если ты такой умный, то почему до сих пор заселен лишь на треть?

В статье рассматривается опыт строительства «умного города» Сонгдо в Южной Корее.

В отличие от многих других проектов, корейцы решили, что проще будет не модернизировать существующий город, а построить новый, «с чистого листа». Причем, подошли к делу основательно: сначала десять лет осушали с помощью дамб участок Желтого моря, затем еще десять – строили на получившемся острове город. В 2016 году «умный город» Сонгдо был представлен общественности, правда там пока продолжается строительство ряда небоскребов и окончание работ запланировано только в следующем году.

Сонгдо стал одним из самых масштабных инвестиционных проектов современности – на его строительство ушло 35 млрд. долларов (сначала главным заказчиком выступала корпорация Daewoo, после ее банкротства реализацию проекта продолжил консорциум нескольких американских и корейских компаний). Они же, кстати, стали первыми в истории обладателями «авторского права» на город: вы можете построить «реплику» Сонгдо, купив соответствующую лицензию.

Что же отличает южнокорейскую версию smart-city. Во-первых, он ограничен территориально: дизайн города исключает дальнейшее расширение его границ. А организация городского пространства подчинена строгим правилам, городские кварталы чередуются с парковыми зонами, транспортные магистрали отделены от жилой застройки пешеходными бульварами и т.п.

Во-вторых, планировка отражает и приоритеты городской экономики. Предполагается, что он станет региональным торговым хабом, имеющим юридический статус зоны свободной торговли. В Сонгдо построено 22 тысячи квартир, но запланировано открытие 400 тысяч рабочих мест. Но это не значит, что жителям придется ютиться по двадцать человек в «коммуналках», ожидается, что значительную часть этих мест заполнят гастарбайтеры, командированные сотрудники и т.п. Для их проживания в городе построена сеть отелей, в большинстве своем – 100-этажных небоскребов-«муравейников».

Основную часть местного населения (проживающего не в отелях, а квартирах) составляют сотрудники высокотехнологичных компаний, которые разместили в Сонгдо свои производства и офисы. На 2018 год их численность достигла 90 тысяч человек, что означает, что корейский smart-city заселен пока всего на треть.
При его строительстве особое внимание уделялось экологии городского пространства. В первую очередь, за счет стратегии сокращения необходимости в автомобильном транспорте. Большинство нежилых зданий — розничные сети, офисные здания, парки, медицинские учреждения и школы — расположены в пешей доступности от жилой застройки, до офисных центров можно доехать на автобусе или велосипеде за 10-12 минут. Около 40% площади города отведено под зеленые насаждения, что стимулирует жителей совершать пешие прогулки, отмечают разработчики проекта.

Еще одна особенность Сонгдо в том, что там впервые были объединены медицинские, коммунальные и корпоративные системы. При этом государственная и домашняя ИТ-инфраструктуры плотно интегрированы. А весь город покрыт плотной сетью датчиков от Cisco, отслеживающих самые разные параметры. Информация с них стекается в единый центр, где в дальнейшем обрабатывается, анализируется и служит основой для управленческих решений. В общем, можно назвать Сонгдо – одним из самых компьютеризированных городов мира.

Вот еще несколько эксклюзивных smart–технологий, реализованных при строительстве южнокорейского «чудо-города». «Умная энергетика»: в Сонгдо энергия вырабатывается на природном газе, а отработанное тепло в виде горячей воды нагревает здания или питает системы кондиционирования. Продолжая тему энергосбережения, все окна в городе сделаны из стекла с низким коэффициентом теплопроводности, а освещение построено на светодиодах. Причем, уличное и дорожное освещение с помощью интеллектуальной системы управления подстраивается под текущую ситуацию: на одних участках отключается (за ненадобностью), на других, напротив, увеличивает яркость.

А вот удачные решения в области экологии городского пространства. Система подземных парковок – оказалось, если перенести практически все парковочные места под землю, на поверхности города освободится огромный массив территории, который можно использовать для создания парков, рекреационных зон, игровых и спортивных площадок и т.п. Пневматический сбор мусора, когда ТБО помещаются в шлюзовую камеру во дворе жилого дома и оттуда по пневматической сети засасываются на центральную станцию переработки мусора. И да, корейцы хорошо знают, что при правильной переработке мусор становится полезным сырьем, а не экологической проблемой.

Получилась неплохая экономия по ресурсам, потребление энергии в каждом здании сокращено на 30 %, а потребление воды и вовсе в десять раз ниже, чем в обычном городе.
В общем, город-сказка, город-мечта любого поклонника smart–технологий. Но, перефразируя известную пословицу, возникает вопрос – «Если ты такой умный, то почему до сих пор заселен лишь на треть». Сколь-нибудь значительной очереди из желающих получить квартиру в этом городе не наблюдается. И это не брюзжание автора, проблему признают и сами создатели Сонгдо. Более того, некоторые эксперты опасаются, что со временем население его начнет даже сокращаться.

По мнению известного архитектора Адама Гринфилда, дело в неправильных приоритетах: эта урбанистическая «ИТ-утопия» выгодна и интересна корпорациям, которые рассчитывают на крупные муниципальные контракты, но не гражданам.  Кому понравится жить в относительно маленьком городе с примитивной безликой архитектурой, лишенном исторических и культурных традиций, день и ночь проводя рядом с офисом своей фирмы в кругу одних и тех же людей, спрашивает он. Судя по темпам заселения Сонгдо, таких, действительно, немного.

Пример Сонгдо породил в среде урбанистов термин «цифровое неравенство»: вести полноценную жизнь в таком городе могут лишь люди, которые максимально используют гаджеты в своей жизни. Иначе человек выключается из большинства городских процессов и сервисов. Но это же ведет и к «цифровой уязвимости», лишите такого горожанина смартфона с установленными приложениями, и он не сможет совершать платежи, связываться коммунальными службами, без проблем пользоваться общественным транспортом. Даже купить себе новый смартфон и установить на него необходимые приложения будет непросто. А если технический сбой или атака хакеров обрушат Интернет в масштабах города, то катастрофа будет апокалиптической…

Еще один момент – это высокая стоимость проживания в этом насквозь компьютеризированном городе. Все эти комфортные smart- сервисы стоят немалых денег и по карману людям с доходом выше среднего. Собственно, изначально и предполагалось, что жить постоянно в городе будут высокооплачиваемые специалисты корпораций, а работники сферы обслуживания, к примеру, приезжать на работу «вахтовым» методом. На практике, оказалось, что гастарбайтеров отпугивает определенная транспортная удаленность Сонгдо (официантом или уборщиком можно устроиться и в шаговой доступности от дома), а «спецы» с высокой зарплатой, умеют не только зарабатывать деньги, но и считать их, предпочитая более дешевое проживание в традиционных поселениях (если условия работы позволяют).

В результате, с подачи ряда блогеров в отношении корейского «чуда» в Интернете широко разошлось определение «город-призрак». Блогер Иан Джеймс, автор Korea Expose, пишет следующее: «Сонгдо — новый тип города: полностью искусственный, тщательно спроектированный, без тени разрушения или бедности. И почти пустой. Это человеческая пустыня. Кто-то сказал, что у города нет характера. Я считаю, что в нём больше характера, чем почти в любом другом городе Южной Кореи. Здесь есть давящая, почти чернобыльская пустота. Почти чувствуешь, что ещё пара лет — и в этих огромных зданиях никого не останется».
Кстати, в России также было несколько проектов «ИТ-поселков», построенных в «чистом поле». Самый известный, пожалуй, Иннополис, построенный в Казани. И его жители столкнулись со схожими проблемами. В результате, после работы они чаще стремятся проводить время в Казани (преодолевая 40 км по не самому удобному маршруту), чем в пределах своего «умного поселения». И это уже вызывает жесткую критику со стороны бизнесменов, вложившихся в реализацию проекта. Цитирую одного из них, Дмитрия Потапенко: «От того, что вбухали кучу денег, не появилось никакой доходности. Бизнес должен быть ближе к клиенту, а не к месту, где вбиты сваи… Невозможно наполнить жизнью то, что не должно было родиться».

Хочется верить, что уроки будут извлечены и мы не увидим клонирования новых «Иннополисов» на российской территории. Как показала мировая практика, гораздо эффективнее вкладывать деньги в развитие существующих городов.  Ведь если бы те же 20 млрд (стоимость «первой очереди» проекта) вложить в модернизацию нескольких районов Казани, она явно вошла бы в число ведущих отечественных «умных городов».

energosovet.ru

Горячее