В рамках Российского международного энергетического форума, проходящего в «Экспофоруме» 25-28 мая, состоялся круглый стол, посвященный обсуждению научных разработок для энергомашиностроения, инновационных решений и новых материалов.
Взаимодействие науки и производства – важная тема для диалога. Как сказано в «Стратегии развития энергомашиностроения РФ на 2010-2020 гг. и на перспективу до 2030 г.», разработка и создание конкурентоспособных энергетических агрегатов требует постоянной совместной работы системы «Фундаментальная наука – прикладная наука (НИР) – опытно-конструкторские работы (ОКР) – производство-внедрение».
Как отметил модератор встречи, член НЭС при рабочей группе Совета Федерации РФ по СЗФО Владислав Салов, сегодня утрачена связь энергетиков с проектными институтами, большая часть оборудования на предприятиях имеет перерасход топлива и низкий КПД, а настоящего проектировщика после вуза нужно готовить как минимум 10 лет.
В свою очередь Владимир Ермолаев, представитель ГК «Теплоэнергосервис» из Екатеринбурга, рассказал об опыте своего завода, действующего 25 лет: «Мы поставляем и реконструируем оборудование и придаем НИОКР большое значение. Для ряда турбин мы создали эффективную проточную часть, что повысило КПД». При этом, по мнению эксперта, среди проблем энергетики сегодня можно выделить следующие: энергетикам невыгодно заниматься модернизацией, нет нового строительства (избыток мощностей).
«Модернизация возможна на реконструкции старого оборудования (турбины класса 80, 100 КВт – основной массив, их можно модернизировать). При этом внедрить НИОКР сложно, т.к. есть нормы согласования с заводом-изготовителем, которые ограничивают конкуренцию. Меня как инженера угнетает отсутствие поля для внедрения научных разработок», – отметил он.
Андрей Ефимов, директор по маркетингу концерна «Росэлпром», рассказал об угрозе со стороны китайских производителей: «Растет ввоз электродвигателей из КНР, и мы теряем российского производителя маломощных двигателей. Нам везут некачественную продукцию!» При этом барьеров для ввоза нет, отсутствует даже пошлина на ввоз этого оборудования, отметил он.
Мерой поддержки отечественных производителей в этой ситуации может стать выработка стандартов по закупке двигателей достойного качества, соответствующего ГОСТам, выработка общепринятых условий работы, как это происходит в Европе с 1990 годов в рамках научно-технологических платформ, кластеров.
Леонид Кубарев, заместитель начальника управления НИОКР и технического развития ООО «Росэлпром», говорил в ходе круглого стола о системах мониторинга и диагностики оборудования: «Падает квалификация персонала, есть нехватка кадров на всех уровнях, поэтому мы переходим на договоры жизненного цикла оборудования – они необходимы. Мы ставим себе задачу сопровождать оборудование на всем его пути, обеспечивая реактивное, превентивное обслуживание, обслуживание на основе наблюдений и прогнозное обслуживание».
Эксперт рассказал, что оборудование монтируется цифровыми датчиками, которые передают данные на сервер, а оттуда – заказчику, в «Росэлпром» либо на систему дистанционной сигнализации. Используется также система косвенного мониторинга в режиме реального времени – это проект сотрудничества ООО «Росэлпром» и завода «Вибратор».
Илья Маслов, руководитель проектов ООО ГК «Севкабель» – старейшего в России кабельного завода, рассказал о действующем на производстве собственном НИИ и сильной технологической группе, а также представил новейшие разработки предприятия. Так, кабель «Кабтрон» имеет конкурентные преимущества перед аналогами: высокую пропускную способность и стойкость к токам короткого замыкания, возможность монтажа при любых перепадах высот, возможность применения во взрывоопасных зонах, устойчивость к влажности, морозо- и вибростойкость. Это изделие поставлялось на космодром Восточный: дорогой импортный кабель целесообразно заменили на «Кабтрон» общей длиной 35 км и на другие известные объекты.
Еще один продукт ГК «Севкабаль» – защищенный провод «воздушная линия 110 КВт». Новые компактные ВЛЗ сокращают охранную зону линии электропередачи с 20 до 5 метров, способствуют улучшению экологии, надежны и безопасны. «Мы написали специальные технические условия, согласовали с ведомствами и построили несколько линий ВЛЗ», – отметил спикер и добавил, что в планах компании – разработка всего комплекта документов в рамках Сколково, что позволит широко использовать технологию.
Участники дискуссии отметили, что внедрение инновационных технологий, принципиально новых решений на всех стадиях и уровнях формирования продукции от разработки до реализации и сервисного обслуживания является основой реконструкции топливно-энергетического комплекса России.