30 сентября в рамках Международного инвестиционного форума «Сочи-2016» состоялась панельная сессия «Новая модель рынка тепла» под председательством министра энергетики РФ Александра Новака. Участники дискуссии поддержали позицию Минэнерго о необходимости реформирования системы теплоснабжения. Законопроект о внедрении новой модели уже внесен на рассмотрение Госдумы.
По словам Александра Новака, если в осеннюю сессию депутаты Государственной Думы утвердят законопроект, в пилотных регионах модель может заработать уже с 1 января 2017 года, планируется, что в остальных регионах на нее перейдут с 1 января 2019 года по решению власти субъекта.
Министр энергетики, заместитель министра экономического развития Николай Подгузов и другие выступающие сошлись во мнении, что предлагаемая модель изменения рынка тепла – практически единственно возможный на сегодняшний день вариант решения проблем в отрасли. Реформа призвана решить главные проблемы российского теплоснабжения – привлечь инвестиции за счет долгосрочных и понятных гарантий, снизить риски, повысить эффективность системы и качество оказания услуг потребителям.
В своем выступлении Александр Новая кратко изложил суть новой модели, которая устанавливает единую теплоснабжающую организацию, ответственную перед потребителем, а также предельную цену тепловой энергии, которая отдельно рассчитывается для каждого региона из расчета потенциального строительства нового теплоисточника на основе наилучших доступных технологий. В ряде регионов эта цена может оказаться существенно выше текущих тарифов, но повышение будет происходить постепенно в течение 10 лет. По словам министра, новая модель стимулирует наиболее эффективные источники, устанавливает долгосрочные тарифы и приведет к снижению издержек, а также может обеспечить поступление 800 миллиардов рублей дополнительных налогов в бюджет. Заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы Виталий Королев заявил, что ведомство поддерживает скорейшее принятие закона по новой модели и отметил, что важно четко определить ответственность и критерии отбора единой теплоснабжающей организации.
Заместитель министра экономического развития Николай Подгузов отметил, что министерство выступало за единовременное внедрение новой модели тарифного регулирования во всех регионах страны. По его мнению, сейчас бездействие в этом вопросе опасно с точки зрения сохранения нормальной системы теплоснабжения и обеспечения теплом граждан.
Генеральный директор, СУЭК Владимир Рашевский, выражая позицию инвесторов в теплоснабжение и основываясь на опыте работы Сибирской генерирующей компании, высказался за оперативное принятие закона и максимальное распространение по различным регионам страны. По его словам, если сейчас на основе предлагаемой модели запустить нормальный инвестиционный процесс в теплоснабжении, можно ожидать дополнительного роста ВВП страны на 0,3%.
Дмитрий Фельдман, первый заместитель Главы Администрации города Рубцовска Алтайского края, где с августа 2016 года начала работу Сибирская генерирующая компания, попросил довести проект реформы до логического завершения и включить город в список пилотов. Он подчеркнул, что система теплоснабжения города находится в очень тяжелом состоянии и остро нуждается в инвестициях, а инвесторам нужны гарантии, единственной возможностью решить эту проблему является переход на модель регулирования по принципу альтернативной котельной. «Других вариантов для такого города как Рубцовск у нас просто нет. Инвестиции должны быть вложены сегодня, сейчас, сразу, и нужны гарантии их возврата», — подчеркнул в своей речи Дмитрий Фельдман.
Губернатор Красноярского края Виктор Толоконский на сессии сказал, что край готов быть среди пилотных и отрабатывать новую модель рынка тепла. По его мнению, изменения должны быть направлены на то, чтобы при тех же тарифах, потребители получали лучшее качество, что возможно за счет повышения эффективности. «Переход на новую модель не только привлекает инвестиции, но меняет серьезно тарифную политику. Если ориентироваться на тариф преобладающего производителя энергии, не было бы никаких вопросов, тогда как на отдельных котельных тариф в три раза выше», — поделился опытом Виктор Толоконский.
Александр Новак в завершение сессии также привел пример, что зачастую тариф на котельных в 2-3 раза выше тарифов централизованного источника теплоснабжения, поэтому внутри системы есть огромный потенциал повысить эффективность существующей системы.
Источник: СГК