Сетевое издание ENERGOSMI (ЭНЕРГОСМИ). Номер свидетельства СМИ ЭЛ № ФС 77 — 63300.

Китай достиг полного цикла работы первого в мире ториевого реактора. Каковы перспективы этой технологии?

Ядерные реакторы на ториевом топливном цикле безопаснее, экономичнее и создают меньше отходов, чем урановые. Экспериментальный ториевый реактор на расплавах солей, запущенный в Китае пару лет назад, продемонстрировал полный производственный цикл — израсходовав все топливо, реактор был заправлен торием без остановки работы. Это важный показатель зрелости технологии.

Экспериментальный жидкосолевой реактор (ЖСР) мощностью 2 МВт расположен в пустыне Гоби и находится под управлением Шанхайского института прикладной физики. Это ядерный реактор деления, в котором в качестве топлива и теплоносителя используются расплавы солей. У тория есть ряд преимуществ перед ураном: помимо безопасности, меньших проблем с захоронением отходов и большей эффективности, запасов тория в земной коре в три раза больше, чем урана. К тому же, на территории Китая, во Внутренней Монголии имеются богатые месторождения тория.

Продемонстрировав стабильность работы и возможность загрузки топлива без остановки реактора, экспериментальный ЖСР показал, что Китай вырвался в лидеры в этой области энергетики. И это несмотря на то, что первые эксперименты с ториевыми реакторами проводили Соединенные Штаты еще в 60-х годах прошлого века, а китайская программа исследования реакторов на ториевом топливе началась только в 2011-м.

Выступая на закрытом совещании Академии наук Китая, главный научный сотрудник проекта Сюй Хунцзе заявил, что, когда Штаты прекратили свои исследования ЖСР в пользу урана, они оставили в открытом доступе документацию, и Китай воспользовался этой возможностью. Изучив рассекреченные материалы, ученые воспроизвели эксперименты американцев и усовершенствовали их технологию, пишет SCMP.

«В атомной игре не бывает быстрых побед, — заявил Сюй. — Нужна стратегическая выносливость, концентрация на одном предмете на протяжении 20-30 лет».

КНР уже начала строительство намного более крупного ториевого ЖСР мощностью 10 МВт. По графику, он должен достичь состояния критичности в 2030-м году. Кроме того, государственная судостроительная корпорация разработала проект атомных грузовых судов на тории.