Аналитики «Яков и партнеры» считают, что уже к 2030 году Индия заместит Китай как главный импортер российского угля. Но Россия — далеко не единственный контрагент Индии. Важную роль в обеспечении топливом одной из самых быстрорастущих экономик мира играет Индонезия. И их экспортерам приходится намного проще, чем российским.
Перевозка тонны угля из Индонезии в Индию в прошлом году стоила не более $17. В России же самый дешевый «индийский фрахт» — через Находку — стоил, как минимум, на один доллар дороже. Кроме того, индонезийское топливо в среднем дешевле российского, хоть и хуже по характеристикам. Не стоит забывать и про конкурента в лице Австралии.
Замминистра энергетики РФ Сергей Мочальников признает — даже в самых выгодных для производителей дальневосточных портах наращивание объемов погрузки сдерживает нехватка ж/д инфраструктуры. Узким местом по-прежнему остается Восточный полигон. А ведь эти магистрали критически нужны не только угольщикам, но и нефтяникам — для экспорта на азиатские рынки нефтепродуктов.
Тем не менее скорая переориентация экспорта в пользу Индии не только риск, но и возможность. Андрей Сизов, председатель правления ООО «Балтийский метанол», считает, что угольщикам может помочь коридор «Север-Юг», который как раз и призван обеспечить более интенсивный российско-индийский товарообмен:
«В таком случае порты и другие транспортные узлы, задействованные в МТК «Север-Юг», должны быть приспособлены для работы с углем», — отмечает Сизов, говоря про необходимость оперативного анализа и коррекции документации, связанной с этим масштабным логистическим проектом.
К слову, 28 августа Владимир Путин провел разговор с премьер-министром Индии Нарендрой Моди. Собеседники как раз обсуждали реализацию проектов в сфере энергетики и совместную работу по расширению международной транспортно-логистической инфраструктуры. Вполне возможно, что речь шла и про уголь, и про МТК «Север-Юг».