Созданная в Томске осенью 2021 года технология 3D-печати медью позволит изготавливать обмотку массивных роторов для мощных высокооборотных электрических машин. Благодаря этому оборудование нефтегазовых добычных систем и донных газоперекачивающих станций подводных магистральных газопроводов сможет работать автономно, без сервисного обслуживания. Об этом сообщил директор Института физики прочности и материаловедения СО РАН Евгений Колубаев, отметив, что такое оборудование в России еще не выпускалось.
В мае опытные образцы роторов передадут промышленному партнеру для испытаний. Завершить их планируется до конца этого года, а в 2023 году начнется производство новых российских электрических машин и их внедрение в нефтегазовой отрасли
«Мы разработали промышленную технологию печати медной обмотки, используя крупнейший в России 3D-принтер для электронно-лучевой печати из металлической проволоки, созданный в нашем институте. Мы добились возможности создавать такие крупногабаритные аддитивные изделия из медной проволоки впервые в мире, несмотря на высокую теплопроводность и теплоемкость меди. При помощи данной технологии будут изготовлены опытные образцы короткозамкнутых роторов для мощных асинхронных двигателей. Это поможет создать принципиально новое оборудование для подводных комплексов нефте- и газодобычи», — пояснил Колубаев.
Он добавил, что благодаря «напечатанной» обмотке массивного ротора можно достичь характеристик, которые позволят изготавливать асинхронные электрические машины мощностью до 32 МВт с частотой вращения до 8000 об/мин. Добиться таких характеристик традиционными методами невозможно.
Подобные мощные электрические машины мегаваттного класса необходимы для производства газоперекачивающих аппаратов в подводных добычных комплексах и подводных компрессорных газоперекачивающих станциях, которые Россия пока не производит и вынуждена была закупать за рубежом. Как ожидается, разработка томских ученых не только поможет обеспечить импортозамещение и технологическую независимость по высокоэффективным асинхронным электродвигателям, но и позволит производить двигатели для магистральной транспортировки газа мощнее их зарубежных аналогов