В 1939 году исследования начали предполагать, что курение, возможно, не так уж и полезно для вас, поскольку оно омрачает прекрасное времяпрепровождение и ключевые отрасли экономики. То, что когда-то было устойчивым сектором и устоявшейся культурной нормой, вскоре рухнуло. На протяжении 40-х годов ученые продолжали связывать сигареты с вызывающими тревогу более частыми случаями рака и сердечных заболеваний, и к концу 1950-х годов в каждом штате США были приняты законы, запрещающие продажу сигарет детям. Печально известный общий отчет хирурга 1969 года связал курение с низкой массой тела при рождении, и Конгресс удовлетворил растущее давление со стороны общественного здравоохранения, разместив предупреждающие надписи на упаковке сигарет. В 1969 году табачные компании были крупнейшими рекламодателями продукции на телевидении, а затем, казалось бы, в мгновение ока проиграли битву. Последняя реклама сигарет, которую когда-либо транслировали по телевидению, была показана в 23:50 во время перерыва в шоу Джонни Карсона 1 января 1971 года.
Некоторые наблюдатели указывают на параллели между Big Tobacco и Big Oil. У них были деньги, у них были лоббисты, и у них было преданно зависимое население. Но в конце концов общественное мнение изменилось, и Big Tobacco пострадала. Поэтому есть основания полагать, что подобная судьба постигла нефтяных супермэйджоров. Похоже, что рекламные агентства используют ту же тактику.
«Рекламные агентства уходят от нефти и газа в эхо исхода сигарет», — гласил заголовок New York Times на прошлой неделе. Уже сейчас наблюдается всплеск активности со стороны таких организаций, как Greenpeace USA, пытающихся сплотить рекламную индустрию вокруг климатической причины бойкота все более частых рекламных кампаний Big Oil по «зеленой промывке». Одна недавняя рекламная кампания Chevron, которая связала крупную нефтяную компанию с чистой энергией, была размещена на YouTube всего за несколько недель до того, как на одном из нефтеперерабатывающих заводов Chevron в Калифорнии произошла утечка в воды залива Сан-Франциско.
16 марта Гринпис и другие экологические группы подали официальную жалобу на такого рода рекламу нефтяной промышленности в Федеральную торговую комиссию, которая прямо обвинила Chevron в «последовательном искажении своего имиджа, чтобы он выглядел экологически безопасным и ориентированным на расовую справедливость, в то время как его бизнес операции в подавляющем большинстве полагаются на загрязняющие климат ископаемые виды топлива, которые непропорционально наносят вред цветным сообществам».
Гринпис и экологические активисты не одиноки. Как сообщает New York Times, они являются частью более крупного движения за то, чтобы закрыть большую нефть от рекламы. Наряду с рядом небольших рекламных агентств, крупная международная рекламная компания Forsman & Bodenfors подписала в этом месяце обязательство, пообещав прекратить всякую работу с производителями нефти и газа, коммунальными предприятиями и лоббистами этих отраслей. На данный момент это движение является массовым, и никакой политической поддержки не было, но именно так стало нарастать давление на Big Tobacco.
Сравнение Big Oil и Big Tobacco вряд ли можно назвать чем-то новым. Еще в январе 2020 года Guardian опубликовала статью под заголовком «Большая нефть — это новый большой табак. Конгресс должен использовать свои полномочия для расследования». В сентябре 2020 года Vice подхватила эту историю своим собственным дополнением: «Сюрприз, у большой нефти такие же юристы, как у Big Tobacco». А ранее в этом месяце E&E News писала: «Big Tobacco пришлось заплатить 206 миллиардов долларов. Будет ли крупная нефть следующей? Суть такова: Big Tobacco на протяжении десятилетий лгала общественности и судам о вреде, который, как они знали, они наносили здоровью своих потребителей. Теперь те же самые голоса заявляют, что большая нефть десятилетиями лгала общественности и судам о вреде, который, как они знали, они наносили климату».
Однако реальность такова, что нефть продолжает играть жизненно важную роль в нашем обществе, и многие из крупнейших мировых энергетических компаний также работают над долгосрочными решениями проблемы выбросов. Многие нефтяные компании, особенно в Европе, уже переходят от Big Oil к Big Energy, и в какой-то момент многие из тех приятных объявлений, которые недоброжелатели утверждают, что они лукавят, пересекут этот невидимый порог и перейдут от зеленого к простому.