По всей Америке ветер смещается в сторону более чистого энергетического будущего, поскольку все больше штатов и коммунальных служб каждый год ставят агрессивные цели по снижению углеродоемкости электрической сети. Большая часть дебатов по поводу достижения высоких целевых показателей чистой энергетики была сосредоточена на целесообразности эксплуатации энергосистемы в условиях высокого проникновения возобновляемой генерации. В отчете, недавно опубликованном Школой государственной политики Голдмана Калифорнийского университета в Беркли, утверждается, что переход электроэнергетического сектора США на 90% -ную чистую энергию к 2035 году практически осуществим и, что еще более поразительно, возможен без увеличения счетов потребителей с сегодняшнего уровня. Но достижение этого результата, как признается в докладе, потребует «сильной политики» для активизации широкомасштабного внедрения возобновляемых источников энергии.
Итак, насколько сильна политика, необходимая для достижения цели 90% чистой энергии к 2035 году?
Понимание масштабов инвестиций в чистую энергетику
Один из способов измерения размера электростанции — это максимальная мощность, которую она может физически производить в один момент времени. Эта максимальная мощность называется мощностью электростанции и измеряется в единице, называемой гигаватт. Чтобы наглядно представить, что это означает для тех, кто не является энергетиками, Министерство энергетики собрало несколько полезных сравнений, подчеркнув, что гигаватт равен максимальной мощности 3,125 миллиона солнечных фотоэлектрических панелей, количеству энергии, необходимой для освещения 110 миллионов светодиодных лампочек, или лошадиной силе от 2000 Chevy Corvette Z06s.
Согласно отчету Беркли, для достижения 90% чистой энергии к 2035 году развертывание новых чистых энергетических и складских мощностей в Соединенных Штатах потребует в среднем 75 гигаватт в год, достигнув в общей сложности более 1200 гигаватт к 2035 году. За последние 15 лет (2005-2019 годы) Соединенные Штаты добавили в среднем около 23 гигаватт новых генерирующих мощностей в год — или в общей сложности 338 гигаватт. Это означает, что нужно будет строить более чем в три раза больше мощностей электростанций в год, чем в недавнем прошлом. Учитывая реальную неэффективность, вполне возможно, что необходимый потенциал чистой энергии может быть даже выше.
В последний раз США разрабатывали новые электростанции такого масштаба в начале 2000-х годов, когда Уолл-Стрит была взволнована обещанием дерегулирования электроэнергетики. В результате в энергетический сектор США хлынули значительные объемы частного капитала, а пик строительства новых электростанций пришелся на 2002 год, когда их мощность достигла примерно 70 гигаватт.
Массовое расширение новых чистых энергетических мощностей, конечно же, потребует значительных капиталовложений: свыше $100 млрд в год, согласно отчету Беркли, на общую сумму $1,7 трлн.
Американский Совет по возобновляемым источникам энергии оценил объем капитала, инвестированного в возобновляемые источники энергии США на сегодняшний день, что позволяет понять масштаб инвестиционной проблемы. Инвестиции частного сектора в возобновляемые источники энергии США и создание благоприятных сетевых технологий достигли своего самого высокого уровня на сегодняшний день в 2019 году — $68,4 млрд, согласно июльскому докладу Совета. Это на 21% больше, чем сумма инвестиций в 2018 году. Основной движущей силой увеличения, добавляет отчет, была «спешка, чтобы претендовать на федеральные налоговые кредиты на солнечную и ветровую энергию» до ожидаемого поэтапного снижения налоговых кредитов, что приведет к снижению прибыли для разработчиков электростанций.
Это означает, что для достижения цели 90% чистой энергии в электроэнергетическом секторе к 2035 году необходимо увеличить ежегодные инвестиции на 45% по сравнению с годом с самыми высокими инвестициями в чистую энергию на сегодняшний день — годом, когда инвестиции были частично обусловлены стремлением построить новые возобновляемые источники энергии до истечения срока действия налоговых кредитов.
Не существует единого решения
Восполнить пробел в частных инвестициях и поддерживать его в течение долгого времени будет непростой задачей. Не менее интересное сопутствующее исследование доклада Беркли, посвященное энергетическим инновациям, фокусируется на потенциальных политических решениях. В нем предлагается широкий спектр вариантов политики, которые могли бы восполнить пробел в недостающих инвестициях. Короче говоря, исследование утверждает, что это потребует смелых федеральных действий, с сильным дополняющим законодательным и регулирующим движением на государственном и местном уровнях, чтобы обеспечить 90% чистой энергии к 2035 году.
Если американцы, как нация, решат радикально перейти к более чистому энергетическому будущему, то соответствующее стимулирование частных инвестиций для достижения этих целей будет иметь первостепенное значение. Однако нужно помнить, что электросеть США не является монолитным образованием. В Соединенных Штатах существует примерно 15 различных регионов электроэнергетики, каждый из которых имеет свои собственные уникальные рыночные правила, структуры и руководящие принципы. Это артефакт того, как электрическое дерегулирование прогрессировало за последние 20 лет: Северо-Восток, Средняя Атлантика и Техас в целом были наиболее дерегулированными, а Штаты на юго-востоке и большая часть Среднего Запада в целом были более вертикально интегрированы.
Решения, направленные на достижение чистой энергетической экономики на дерегулированных конкурентных энергетических рынках, где большинство участников рынка остаются приверженными свободному рынку, вряд ли будут такими же стратегиями в вертикально интегрированных регионах, где коммунальные предприятия сохраняют монопольную власть. Для того, чтобы федеральная политика в области чистой энергетики была успешной, они должны будут признать и учесть региональные различия на рынке электроэнергии по всей стране.