ENERGOSMI (ЭНЕРГОСМИ). Номер свидетельства СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63300

Временные изменения в законодательство об ООО и АО

Временные изменения в законодательство об ООО и АО

Пандемия коронавируса вынуждает государство менять подход к регулированию деятельности российских компаний. Сроки проведения годовых общих собраний продлены – теперь они могут быть проведены до сентября, при этом акционерные общества могут проводить их в заочной форме. Сдвигаются также сроки сдачи обязательной отчетности и вводятся некоторые другие послабления.

Вступил в силу Федеральный закон № 115-ФЗ от 7 апреля 2020 г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части унификации содержания годовых отчетов государственных корпораций (компаний), публично-правовых компаний, а также в части установления особенностей регулирования корпоративных отношений в 2020 году и о приостановлении действия положений отдельных законодательных актов Российской Федерации». Им внесены поправки в федеральные законы № 208-ФЗ от 26 декабря 1995 года «Об акционерных обществах», № 39-ФЗ от 22 апреля 1996 года «О рынке ценных бумаг», № 14-ФЗ от 8 февраля 1998 года «Об обществах с ограниченной ответственностью», № 208-ФЗ от 27 июля 2010 года «О консолидированной финансовой отчетности». До 31 декабря 2020 года включительно приостанавливается действие некоторых ключевых статей этих законов и предусматривается перенесение сроков проведения корпоративных процедур.

В связи с пандемией многие компании несут убытки, приостановили деятельность и думают, не свернуть ли бизнес вообще или сократить некоторые его направления. Принятие нового закона поможет некоторым из них не спешить определяться с кардинальными решениями. Рекомендуем изучить новые положения собственникам бизнеса, руководителям, бухгалтерам и аудиторам.

Законом вносятся изменения в ряд федеральных законов, устанавливающих правовые основания деятельности публично-правовых компаний, а также ряда госкорпораций (Агентство по страхованию вкладов, ВЭБ.РФ, Фонд содействия реформированию ЖКХ, Ростех, Росатом, Роскосмос, Российские автомобильные дороги). В частности, утверждены новые требования к годовым отчетам публично-правовых компаний, в том числе государственных корпораций и компаний, в которые, помимо прочего, теперь должны включаться данные о достижении ключевых показателей эффективности деятельности, информация о распоряжении долями (акциями) хозяйственных обществ, а также о крупных сделках. Требования к форме и содержанию таких отчетов будут утверждаться Правительством РФ.

Изменения в отношении АО

Закон № 115-ФЗ до 31 декабря 2020 года включительно приостанавливает действие статей 47 и 50 Федерального закона от 26 декабря 1995 года № 208-ФЗ «Об акционерных обществах», статьи 30 Федерального закона от 22 апреля 1996 года № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг», статей 4 и 7 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 208-ФЗ «О консолидированной финансовой отчетности».

Сроки проведения годовых общих собраний в АО

Сейчас по закону «Об акционерных обществах» годовые общие собрания акционеров (ГОСА) должны проводиться «в сроки, устанавливаемые уставом общества, но не ранее чем через 2 месяца и не позднее чем через 6 месяцев после окончания отчетного года». То есть все акционерные общества обязаны провести ГОСА в период с 1 марта по 30 июня.

Готовясь к ГОСА, крупный и средний бизнес все больше склоняется к тому, чтобы перенести даты их проведения на более поздние сроки, а сами собрания проводить в заочной форме. Стремление максимально сократить прямые личные контакты – часть противоэпидемических мероприятий, связанных с распространением новой коронавирусной инфекции.

Статьей 12 Закона № 115-ФЗ установлен новый предельный срок для проведения годового общего собрания акционеров – 30 сентября 2020 года. В закон «Об акционерных обществах» внесены изменения, что «годовое общее собрание акционеров в 2020 году проводится в сроки, определяемые советом директоров (наблюдательным советом), но не ранее чем через 2 месяца и не позднее чем через 9 месяцев после окончания отчетного года».

С момента вступления Закона № 115-ФЗ в силу действующие уставы АО в части положений о сроках проведения годовых собраний (даже если такие положения дублируют норму соответствующего корпоративного закона и не определяют иной срок) формально перестанут соответствовать новым положениям. С учетом текущей эпидемиологической обстановки внесение изменений в положения уставов исключительно в части 2020 года не представляется разумным и целесообразным. В случае конфликта между положениями устава и законодательства при рассмотрении спора судом преимущественную силу имеют последние (п. 5 Постановления Пленума Верховного суда РФ № 90, Пленума ВАС РФ от 09 декабря 1999 г. № 14).

Форма проведения общих собраний в АО

До 2020 года закон «Об акционерных обществах» не разрешал проводить ГОСА по ключевым вопросам в заочной форме. В частности, пункт 2 статьи 50 закона устанавливал, что заочным не может быть общее собрание, если:

• избирается совет директоров (набсовет), ревизионная комиссия;

• утверждается аудитор;

• утверждается годовой отчет, годовая бухгалтерская отчетность (если уставом это не отнесено к компетенции совета директоров или наблюдательного совета общества).

Законом № 115-ФЗ действие пункта 2 статьи 50 приостановлено до 31 декабря 2020 г. включительно. Согласно статье 2 Федерального закона от 18 марта 2020 г. № 50-ФЗ в 2020 г. по решению совета директоров (наблюдательного совета) акционерного общества общее собрание акционеров, повестка дня которого включает вопросы, указанные в пункте 2 статьи 50 настоящего Федерального закона, может быть проведено в форме заочного голосования.

Таким образом, годовые (как и внеочередные) общие собрания акционеров в 2020 году могут быть проведены в форме заочного голосования. Чтобы провести такое собрание заочно, необходимо решение совета директоров (наблюдательного совета).

Применение заочной формы не дает возможности по ходу проведения собрания оперативно реагировать на информацию, доводимую до акционеров. Они не могут изменить свою позицию по вопросам повестки дня, как это бывает при очной форме. Будут ли в связи с этим акционеры оспаривать результаты заочных голосований по ключевым вопросам и много ли будет таких ситуаций, покажет практика.

Тем временем Банк России поддержал идею проведений ГОСА в онлайн-формате в форме видеоконференции. Он рекомендовал эмитентам в Письме от 03.04.2020 № ИН-06-28/48 «О проведении общих собраний акционеров в 2020 году» созывать ГОСА с 18.03.2020 в форме заочного голосования и предоставить акционерам возможность дистанционного участия в собраниях, в частности, путем электронного голосования на сайте АО, регистратора или центрального депозитария. Решение об изменении формы проведения ГОСА должно приниматься тем же органом, что и первоначальное решение о созыве годового общего собрания, а акционеры незамедлительно должны быть уведомлены об изменении формы ГОСА в том же порядке, в каком было направлено уведомление о проведении собрания.

Эмитентам, которые ранее уже приняли решение о созыве собрания в очной форме, рекомендовано изменить его форму на заочную при условии соблюдения прав акционеров. Также Банк России рекомендует акционерам, имеющим право на участие в ГОСА, проводимого в очной форме, воздержаться от личного присутствия на таком собрании. Банк России рекомендует использовать любую из форм направления волеизъявления, позволяющую сделать это дистанционно.

Снижение стоимости чистых активов АО по итогам 2020 года

Законом № 115-ФЗ приостановлено действие пунктов 4 и 6 ст. 35 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах». Ими была установлена обязанность, в случае если стоимость чистых активов общества останется меньше его уставного капитала по окончании отчетного года, следующего за вторым отчетным годом или каждым последующим отчетным годом:

для совета директоров (наблюдательного совета) АО включить в состав годового отчета общества раздел о состоянии его чистых активов;

не позднее чем через 6 месяцев после окончания соответствующего отчетного года принять решение об уменьшении уставного капитала до величины, не превышающей стоимости его чистых активов, или о ликвидации общества.

Пунктом 2 статьи 12 Закона № 115-ФЗ установлено, что вышеназванное положение не применяется, если стоимость чистых активов АО станет меньше размера их уставного капитала по итогам 2020 года. Таким образом, в указанной ситуации обществам не нужно принимать решение об уменьшении уставного капитала или ликвидации организации. Совету директоров (наблюдательному совету) АО не нужно будет включать в состав годового отчета общества раздел о состоянии его чистых активов.

Обращаем внимание, что Закон № 115-ФЗ не освобождает компании от указанных выше обязанностей по принятию соответствующих корпоративных решений, если такие обязанности возникли по итогам более ранних периодов (2019 год и ранее).

Определиться с публичностью можно позднее

Согласно части 7 статьи 27 Федерального закона № 210-ФЗ от 03.07.2016 АО, созданные до 1 сентября 2014 года, в названиях которых есть указание на публичный статус, но акции которых публично не размещались и не обращались, должны были к 1 июля 2020 года определиться со своей организационной формой: либо зарегистрировать проспект ценных бумаг и заключить договор о листинге, тем самым подтвердив свой статус ПАО, либо освободиться от обязанности по раскрытию информации и исключить из наименования указание на публичный статус. Принятые поправки переносят этот срок на полгода – до 1 января 2021 года (ст. 7 Закона № 115-ФЗ).

Приобретение АО собственных акций

Согласно действующему законодательству, чтобы начать обратный выкуп акций, совет директоров эмитента должен определить цену выкупа, привлекая профессионального оценщика. Затем компания не менее чем за 30 дней до начала buyback должна предупредить о принятом решении своих акционеров.

Согласно поправкам с 7 апреля до 31 декабря 2020 года включительно ПАО вправе приобретать размещенные ими акции по упрощенной процедуре (кроме случая, когда акции покупаются, чтобы сократить их общее количество), только если одновременно соблюдаются, в частности, следующие условия (ч. 5 ст. 12 Закона № 115-ФЗ):

· приобретаемые акции допущены к организованным торгам;

· средневзвешенная цена этих акций, определенная за любые 3 месяца (начиная с марта 2020 года), снизилась на 20% и более по сравнению с их средневзвешенной ценой, определенной за 3 месяца (начиная с октября 2019 года);

· значение основного индекса фондового рынка, рассчитанное организатором торговли за любые 3 (месяца начиная с 1 марта 2020 года), снизилось по сравнению со значением такого индекса, рассчитанным организатором торговли за 3 месяца (начиная с 1 октября 2019 года), на 20% и более;

· акции приобретаются на организованных торгах на основании заявок, адресованных неограниченному кругу участников торгов;

· акции приобретает брокер по поручению ПАО;

· соответствующее решение должен принять совет директоров или наблюдательный совет компании. Этот орган должен определить только категории (типы) приобретаемых акций, а также их количество и срок, в течение которого они будут выкупаться (но он должен истекать до конца 2020 года). Эмитент может не раскрывать информацию об обратном выкупе в форме сообщения о существенном факте.

ПАО должно направить Банку России уведомление о намерении купить акции с приложением документов, подтверждающих соблюдение условий для упрощенного выкупа. Сделать это требуется через личный кабинет на сайте ЦБ РФ (ч. 6 ст. 12 Закона № 115-ФЗ). При такой покупке акций к обществам не применяются требования п. 4, 5, 7, 8 ст. 72 Закона № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (ч. 1 ст. 12 № 115-ФЗ).

Консолидированную отчетность за 2019 год можно представить позднее

До 31 декабря 2020 года приостановлено действие таких норм:

• годовая консолидированная отчетность представляется в срок не позднее 120 дней после окончания отчетного года. Промежуточная консолидированная отчетность представляется в срок не позднее 60 дней после окончания отчетного периода (ч. 7 ст. 4 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 208-ФЗ «О консолидированной финансовой отчетности»);

• консолидированная отчетность подлежит раскрытию не позднее 30 дней со дня истечения срока для ее представления (ч. 5 ст. 7 того же закона).

Закон № 115-ФЗ внес изменения в сроки представления и раскрытия годовой консолидированной финансовой отчетности в 2020 году (п. 7 ст. 12 Закона № 115-ФЗ):

1) Годовая консолидированная отчетность представляется в срок не позднее 180 дней после окончания отчетного года, за который составлена данная отчетность. Промежуточная консолидированная финансовая отчетность в 2020 году представляется в срок не позднее 150 дней после окончания отчетного периода, за который составлена данная отчетность.

2) Раскрытие консолидированной финансовой отчетности осуществляется не позднее 30 дней со дня истечения срока для ее представления (в соответствии с п. 1, указанным выше). Приостановив общую норму о раскрытии, авторы закона ввели «чрезвычайную», которая ничем от общей не отличается: раскрыть отчетность надо будет все равно не позднее 30 дней после срока представления. Срок раскрытия годовой консолидированной или финансовой отчетности эмитента за 2019 год увеличивается со 120 до 210 дней после окончания данного отчетного года, а промежуточной за I полугодие 2020 года – с 60 до 180 дней после даты окончания отчетного периода, за который она составлена. То есть крайний срок для раскрытия отчета за 2019 год наступит в конце июля, а за I полугодие 2020 года – в конце года.

3) Годовая консолидированная финансовая отчетность или годовая финансовая отчетность эмитента за 2019 год вместе с аудиторским заключением в отношении такой отчетности раскрывается в течение 3 дней, следующих за датой составления аудиторского заключения, но не позднее 210 дней после даты окончания указанного отчетного года.

Промежуточная консолидированная финансовая отчетность или промежуточная финансовая отчетность эмитента за 6 месяцев 2020 года вместе с аудиторским заключением или иным документом, составляемым по результатам проверки такой отчетности, раскрывается в течение 3 дней, следующих за датой составления указанного аудиторского заключения (или иного документа), но не позднее 180 дней после даты окончания отчетного периода, за который составлена такая отчетность.

В 2020 году решением совета директоров Банка России могут быть установлены сроки раскрытия информации в форме отчета эмитента, бухгалтерской (финансовой) отчетности эмитента, списков аффилированных лиц, порядок и сроки составления и представления отчетности, а также другой предусмотренной федеральными законами информации кредитными и некредитными финансовыми организациями, превышающие сроки раскрытия, составления и представления соответствующих отчетности и информации, установленные нормативными актами Банка России (п. 8 ст. 12 Закона № 115-ФЗ). Эти решения подлежат обязательному официальному опубликованию в порядке, предусмотренном частью 3 статьи 7 Федерального закона от 10 июля 2002 года № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», в течение 10 дней со дня принятия этих решений.

Аудит финансово-хозяйственной деятельности в ПАО

Установленный Федеральным законом № 209-ФЗ от 19.07.2018 срок начала обязанности формирования советом директоров (наблюдательным советом) ПАО комитета по аудиту для предварительного рассмотрения вопросов, связанных с контролем финансово-хозяйственной деятельности ПАО, а также срок начала проведения внутреннего аудита в ПАО отодвигается на 6 месяцев – с 01.07.2020 на 01.01.2021 (ст. 10 Закона № 115-ФЗ).

Изменения в отношении ООО

Сроки проведения годовых общих собраний в ООО

Законом № 115-ФЗ до 31 декабря 2020 года включительно приостанавливается действие второго предложения части 2 статьи 34 Федерального закона от 8 февраля 1998 года № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью». Его редакция предусматривала, что очередные общие собрания участников общества с ограниченной ответственностью должны проводиться не ранее чем через 2 месяца и не позднее чем через 4 месяца после окончания финансового года.

Изменениями определено, что очередное (годовое) общее собрание участников ООО в 2020 году проводится не ранее чем через 2 месяца и не позднее чем через 9 месяцев после окончания финансового года (ст. 12, ч. 4, п. 2 Закона № 115-ФЗ). То есть очередное общее собрание должно быть проведено также не позднее 30 сентября 2020 года.

Обращаем ваше внимание, что решение общего собрания участников ООО по вопросам об утверждении годовых отчетов и годовых бухгалтерских балансов не может быть принято путем проведения заочного голосования (опросным путем). Федеральный закон от 18.03.2020 № 50-ФЗ не содержит каких-либо изменений или правил в отношении регулирования данного аспекта. Таким образом, годовые общие собрания участников ООО в соответствии с действующим законодательством могут быть проведены только в форме совместного присутствия участников (то есть путем очного голосования).

Напомним, что протокол об утверждении годовой отчетности могут признать недействительным, а решение общего собрания аннулировать, если оно не будет заверено нотариально. Это следует из «Обзора судебной практики по некоторым вопросам применения законодательства о хозяйственных обществах», утвержденного президиумом Верховного суда РФ 25.12.2019. Учитывая позицию ВС РФ, участникам ООО теперь придется или каждый раз нотариально заверять решения, или один раз внести изменения непосредственно в устав о возможности применения альтернативных способов подтверждения решений.

Снижение стоимости чистых активов ООО по итогам 2020 года

Законом № 115-ФЗ приостановлено действие следующих норм.

По нормам пункта 4 статьи 30 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», если стоимость чистых активов общества останется меньше его уставного капитала по окончании финансового года, следующего за вторым финансовым годом или каждым последующим финансовым годом, по окончании которых стоимость чистых активов общества оказалась меньше его уставного капитала, общество не позднее чем через 6 месяцев после окончания соответствующего финансового года обязано принять одно из следующих решений:

1) об уменьшении уставного капитала общества до размера, не превышающего стоимости его чистых активов;

2) о ликвидации общества.

Пунктом 3 статьи 12 Закона № 115-ФЗ установлено, что вышеназванное положение не применяется, если стоимость чистых активов ООО станет меньше размера их уставного капитала по итогам 2020 года. Таким образом, в указанной ситуации участникам ООО не нужно принимать решение об уменьшении уставного капитала или ликвидации организации.

Как и для АО, закон не освобождает компании от указанных выше обязанностей по принятию соответствующих корпоративных решений, если такие обязанности возникли по итогам более ранних периодов (2019 год и ранее).

Рекомендации аудиторам

На официальном сайте Минфина России размещено письмо, поясняющее порядок осуществления аудиторской деятельности в условиях сложной эпидемиологической ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (Письмо Минфина России от 7 апреля 2020 г. № 07-02-09/27403).

Ведомство отмечает, что новые разъяснения даны в дополнение к более ранним, приведенным в информационном сообщении № ИС-аудит-32 «Влияние эпидемиологической ситуации на организацию и оказание аудиторских услуг». Оно размещено на официальном сайте Минфина России в разделе «Аудиторская деятельность – Общая информация» рубрики «Деятельность».

Минфин решил дополнить свои недавние разъяснения о том, как аудиторам надлежит себя вести в условиях пандемии: понимать, что соблюдение социальной дистанции может привести к нехватке информации, проявлять побольше скептицизма, модифицировать мнения или даже отказываться от аудита.

В новом письме ведомство напомнило о необходимости соблюдения МСА, а также – применения сборника примерных АЗ, последняя версия которого появилась в начале этого года. В нем следует обратить особое внимание на разделы:

1.2.1 «Годовая бухгалтерская отчетность организации, ценные бумаги которой допущены к организованным торгам (с ключевыми вопросами аудита), существенная неопределенность, адекватное раскрытие информации, немодифицированное мнение».

1.2.2 «Годовая бухгалтерская отчетность, существенная неопределенность, неадекватное раскрытие информации, мнение с оговоркой».

1.2.3 «Годовая бухгалтерская отчетность, существенная неопределенность, информация не раскрыта, отрицательное мнение».

Ведомство отметило, что примерные формы АЗ используются с учетом конкретных обстоятельств аудиторских заданий, особенностей аудируемого лица, фактов и условий его деятельности и состояния законодательства РФ.

К письму Минфин приложил дополнительную примерную форму заключения, составленного в отношении отчетности при наличии существенной неопределенности по поводу способности аудируемого лица продолжать непрерывно свою деятельность в условиях пандемии.

Для аудиторов многие компании с марта выпускали рекомендации о том, как учесть при подготовке аудиторских заключений сложившуюся ситуацию.

Эксперты из аудиторской сети Deloitte выпустили информационное письмо о наиболее вероятных последствиях коронавируса для бухгалтерского учета. Они отметили, что организациям сегодня следует очень внимательно отнестись к анализу уникальных обстоятельств и рисков, с которыми они столкнулись, потому что это необходимо, чтобы правильно оценить последствия для финансовой отчетности. Как самый очевидный пример, раскрытия в финансовой отчетности должны содержать существенную информацию, связанную с коронавирусом. Основная цель представленной на днях публикации – подчеркнуть ключевые вопросы, о которых организациям следует помнить при подготовке финансовой отчетности за 2019 год в соответствии со стандартами МСФО. В публикации никак не затрагиваются менеджерские отчеты и раскрытие информации по рискам, хотя авторы отмечают, что нет никаких сомнений, что их также придется тщательно обдумать.

Основные последствия распространение COVID-19 будет иметь для следующих аспектов бухгалтерского учета (список опять-таки не исчерпывающий):

• обесценение нефинансовых активов и гудвилла;

• оценка запасов;

• резервы под кредитные потери;

• измерение справедливой стоимости;

• резервы под убыточные договоры;

• планы реструктуризации;

• нарушение кредитных условий (что подразумевает в том числе влияние на классификацию обязательств в качестве долгосрочных и краткосрочных);

• непрерывность деятельности (концепция going concern);

• управление риском ликвидности;

• события после отчетной даты;

• хеджирование;

• страховое возмещение в связи с перебоями в работе бизнеса;

• выплаты в связи с безработицей;

• условия и изменение условий для выплат на основе долевых инструментов;

• условные соображения в контрактных соглашениях;

• изменение условий контрактов;

• налоговые последствия (например, возмещение отложенных налогов).

Deloitte подчеркивает, что в конечном итоге правильная оценка всех бухгалтерских последствий для каждой компании будет зависеть от специфических для нее фактов и обстоятельств, и в этом также поможет профессиональное суждение, но вышеприведенный список – это список тех областей учета, которые с наибольшей вероятностью окажутся затронутыми вспышкой коронавирусной инфекции.

Влияние коронавируса на отчетность финансовых организаций по состоянию на 31.12.2019 рассмотрела, например, компания «ФБК Grant Thornton». Распространение коронавируса, по мнению аудиторов, является существенным некорректирующим событием, его влияние должно быть раскрыто в финансовой отчетности за 2019 год на основании требований п. 21 МСФО (IAS) 10. В таком случае раскрытие должно включать характер события, расчетную оценку его финансового влияния или заявление о невозможности такой оценки.

В информации приведен пример раскрытия в финансовой отчетности событий после отчетной даты и даны рекомендации по раскрытию рыночного и валютного рисков.

Рекомендуем обратиться к перечисленным документам менеджменту, который готовит финансовую отчетность, бухгалтерам и аудиторам.

Рекомендации

3juC_kLBXk-6
Более 250 сотрудников «Ямалкоммунэнерго» наградили к Дню работников ЖКХ
img-20200327-113835-776
Российская Арктика в опасности? Озвучены планы по спасению экологии региона
2
Siemens не нужны. Иран — новый промышленный донор России

Самые популярные

5
В Китае заработала вторая по величине солнечная электростанция в мире. В чем ее особенность?
4
Как строительство трех новых ГАЭС скажется на электроэнергетике Таиланда?
3
Российские ученые нашли новый способ улавливания СО2. Лучше ли он привычных методов?