Правительство вернулось к идее обязать нефтегазовые госкомпании использовать для экспорта суда под российским флагом. Вице-премьер Юрий Борисов по итогам Морской коллегии дал поручение проработать вопрос, а также подумать над внесением соответствующих правок в документы стратегического планирования.
Эксперты считают, что речь может идти только о новых проектах, причем нужны стимулы для регистрации и строительства судов в России.
В ходе Морской коллегии под председательством вице-премьера Юрия Борисова Минтранс предложил обязать нефтегазовые госкомпании РФ привлекать российский флот для перевозки экспортных грузов и эксплуатации шельфовых месторождений. По идее Минтранса, нужно включить в документы стратегического планирования возможность директивных указаний госкомпаниям по включению в договоры продажи энергоресурсов преимущественного права привлекать российский флот для их перевозок.
Как следует из проекта протокола по итогам коллегии, Минэкономики, Минэнерго, Минприроды и Минсельхоз должны проработать соответствующее предложение и доложить до 1 апреля. К 15 апреля они должны «проработать целесообразность и обеспечить внесение изменений», предусматривающих закрепление грузовой базы за судами под флагом РФ, в ряд стратегических документов: стратегии развития энергетики, социально-экономического развития, экономической безопасности, развития минерально-сырьевой базы, развития судостроительной промышленности и другие.
В аппарате Юрия Борисова сообщили, что протокол пока не подписан, но «планируется, что эти пункты должны в него войти». В заключительном слове господин Борисов называл идеи Минтранса «обоснованными и убедительными».
«Мера откровенно протекционистская, но, видимо, пришло время и для таких мер», — отмечал вице-премьер.
В «Роснефти», «Газпроме» и «Газпром нефти», а также в министерствах не ответили. В крупнейшей в России судоходной компании «Совкомфлот» заверили, что поддерживают инициативу Минтранса и «такой подход соответствует мировой практике».
В самом Минтрансе не смогли пояснить, какой процент грузов может быть принудительно закреплен за флотом под флагом РФ, а также когда меры могут вступить в силу. В министерстве отметили, что до поступления протокола Морколлегии не готовы это комментировать.
Год назад Минтранс предлагал обязать госструктуры и все компании, получающие господдержку, экспортировать до 50% грузов под флагом РФ. Сейчас в качестве примера «здорового протекционизма» в Минтрансе указывает на поправки, внесенные в Кодекс торгового мореплавания в конце 2017 года, закрепляющие за судами под флагом РФ каботаж, перевозки нефти, газа и угля на Севморпути.
Однако правительству уже пришлось давать исключения для судов НОВАТЭКа, поскольку нужного числа газовозов под российским флагом нет. Кроме того, изменения затрудняли реализацию проекта «Сахалин-1», на что жаловалась американская ExxonMobil. 18 февраля Госдума приняла законопроект, дающий правительству право разрешать привлечение судов под иностранным флагом в случае отсутствия таковых под российским.
Глава консультационного центра «Гекон» Михаил Григорьев признает, что развитие отечественного флота — одна из задач обеспечения национальной безопасности. Интенсификация освоения Арктической зоны является очень удачным плацдармом, так как здесь создается новый рынок транспортных услуг, формирование которого может быть с самого начала определено на новых условиях, отмечает эксперт. Вместе с тем, добавляет он, помимо директивных изменений в документах стратегического планирования необходимо создать экономически привлекательные условия как для строительства судов на российских верфях, так и перевода судов российских судовладельцев под флаг РФ.