Правительство Великобритании выделило 500 тыс. фунтов стерлингов на проект «Gigastack», в рамках которого будут оцениваться перспективы производства «зеленого» водорода в больших объёмах с использованием электроэнергии морских ветровых электростанций.
Проектом будет управлять датская компания Orsted, крупнейший глобальный игрок в офшорной ветроэнергетике, в сотрудничестве с ITM Power, специалистом по водородным технологиям, и консалтинговой компанией Element Energy. Проект Gigastack нацелен на резкое снижение стоимости экологически чистого водорода путём массового производства модульных электролизеров единичной мощностью 5 МВт объёмом до 1 ГВт в год с последующим их развертыванием в «очень крупном масштабе» для «использования синергии» с гигаваттными морскими ветровыми электростанциями.
«Сочетание возобновляемой энергии с гибким производством экологически чистого водорода является ключевой частью декарбонизации энергетических систем в Европе и в конечном итоге создает мир, полностью работающий на экологически чистой энергии», — отмечает вице-президент Orsted по водородным ресурсам Андерс Кристиан Нордстрем.
Низкоуглеродный зеленый водород может использоваться для длительного хранения энергии, а также в качестве замены ископаемого топлива в транспортном секторе, теплоснабжении и промышленных процессах.
Крупномасштабное развертывание электролизеров до настоящего времени не было возможно, поскольку сегодня зеленый водород в 5-10 раз дороже серого «водорода», который в основном производится путем крекинга природного газа и приводит к тому, что ежегодно в атмосферу выбрасывается 830 миллионов тонн CO2. Крупнейшие электролизные заводы на сегодняшний день способны производить менее 30 МВт электролизеров в год.
Ранее сообщалось, что норвежская компания Nel начала строительство крупнейшего в мире завода по производству электролизёров, и собирается довести объёмы выпуска до 360 МВт в год.
«Внедрение электролизеров PEM [полимерная электролитная мембрана] в таком крупном масштабе до настоящего времени не было возможным, так как для этого требуются недорогие модули, которые легко интегрируются в более крупные электролизерные системы, и гораздо более масштабные автоматизированные производственные мощности», — поясняет ITM.
«Предложенные ITM Power инновации в области конструирования модулей и технологий их изготовления позволят решить эти проблемы и снизить стоимость электролизёров, так что вклад капитальных затрат в конечную стоимость водорода станет менее значительным, поскольку в нем будут доминировать затраты на электроэнергию».
Средства, выделенные британским Департаментом бизнеса, энергетики и промышленной стратегии (BEIS), позволят профинансировать шестимесячный этап технико-экономического обоснования.
На этом начальном этапе ITM разработает проекты недорогого электролизера мощностью 5 МВт и полуавтоматического завода по производству электролизеров с годовой производительностью до 1 ГВт; Орстед рассмотрит, как морские ветровые электростанции смогут обеспечить достаточное количество энергии, чтобы обеспечить экономичную работу электролизеров (более высокий коэффициент использования установленной мощности повышает эффективность и, следовательно, снижает стоимость производства зеленого водорода); Element Energy «проведет анализ рынка потенциальных конечных пользователей, изучит бизнес-модели работы крупных электролизеров в энергосистеме и определит стратегию развертывания первых электролизеров мощностью 100 МВт».
На следующем этапе, который потребует дополнительного финансирования, будет построен и испытан модуль мощностью 5 МВт, начнется строительство производственного объекта и уточнено экономическое обоснование для крупных электролизеров, что поможет коммерциализировать технологию.
Финансирование осуществляется в рамках британской водородной программы BEIS Hydrogen Supply Competition стоимостью 20 млн. фунтов стерлингов, для участия в которой уже было отобрано 13 проектов, получивших до 500 000 фунтов стерлингов каждый.
Любопытно, похожая государственная водородная программа существует и в Германии. Недавно в её рамках были отобраны первые проекты.
Промышленно-развитые страны всерьёз взялись за развитие водородных технологий.