Закон об электроэнергетике дополнен изменением в части тарифного регулирования.
В отрасли появился абсолютно новый и перспективный механизм формирования тарифов, который позволит достичь согласия между участниками, договориться о долгосрочных условиях, спрогнозировать тарифы и инвестиции на развитие. Сетевые компании, осуществляющие транспортировку электроэнергии, и потребители, которые получают ресурс, отныне станут более защищены от необоснованного роста цен на энергию.
О подробностях и условиях дополнений рассказал начальник управления регулирования электроэнергетики ФАС России Дмитрий Васильев.
– Изменения в Закон об электроэнергетике вызвали серьезный интерес у экспертного сообщества. Могли бы вы рассказать, в чем, собственно, нововведения и суть принятых изменений в законодательство?
– Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об электроэнергетике», который Президент Российской Федерации подписал 2 августа 2019 года, направлен на совершенствование тарифного регулирования сразу в нескольких направлениях.
Во-первых, законом исключена возможность тарифным органом субъекта РФ превышать предельные уровни цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии, ежегодно устанавливаемых Федеральной антимонопольной службой.
Ранее такая опция (превышение максимальных уровней) у органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов была, и воспользоваться ею регион мог в случае, если такое превышение было обусловлено размером инвестиционных программ субъектов электроэнергетики. То есть региональный тарифный орган мог принимать более высокие тарифы без согласования с ФАС России, если оно было связано с инвестициями территориальных сетевых организаций.
Мониторинг утвержденных цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии по субъектам Российской Федерации за последние несколько лет показал, что такие превышения были далеко не единичны и вызывали существенные вопросы у потребителей.
В этой связи изменения, вводимые Федеральным законом, направлены не только на пресечение дополнительного наращивания тарифов на электроэнергию в регионах, но и на повышение прозрачности принимаемых тарифных решений РЭКов (региональные энергетические комиссии, историческое название тарифных органов субъектов РФ, часто используется в тарифном жаргоне) и снижение социально-экономической напряженности.
Во-вторых, закон вводит новый институт тарифного регулирования – соглашение об условиях осуществления регулируемых видов деятельности (сокращенно «регуляторный контракт» или «регуляторное соглашение»). Так, в Законе об электроэнергетике появляется целая новая статья 23 4, описывающая особенности данных соглашений.
Для электроэнергетики это абсолютно новый и перспективный механизм формирования тарифов, позволяющий в долгосрочной перспективе обеспечить баланс интересов между инвестором (территориальной сетевой организацией) и субъектом Российской Федерации в рамках параметров прогноза социально-экономического развития.
Ряд положений, связанных с порядком заключения регуляторных соглашений и его иных особенностей, отнесен на уровень Правительства РФ. Работа по разработке подзаконных актов уже начата и в ближайшее время проекты будут размещены в официальных источниках.
Вместе с тем, закон уже прямо указывает на следующие особенности, связанные с регуляторным соглашением: есть два типа регуляторных соглашений: заключаемые между ФАС России и ПАО «ФСК ЕЭС» (в части объектов ЕНЭС) и заключаемые РЭКом и ТСО. Регуляторные соглашения между РЭКом и ТСО будут согласовываться с ФАС России. Срок действия регуляторного соглашения не может быть менее пяти лет. Экономия, достигнутая ТСО в рамках регуляторного соглашения, будет сохраняться. У регуляторного соглашения будет примерная форма, и она будет утверждаться правительством РФ.
Таким образом, закон дает общие очертания данного института, и нам предстоит еще большая работа по разработке, обсуждению и согласованию всех подзаконных актов, детально описывающих его специфику.
В третьих, законом определяется четкий вектор тарифной политики в отношении территориальных сетевых организаций – долгосрочность и параметры, которые должны достигаться ТСО в рамках долгосрочного периода.
Кроме того, уже с 1 января 2023 года тарифы для ТСО устанавливаются только в форме долгосрочных цен (тарифов) на такие услуги со сроком действия не менее пяти лет.
То есть в принципе тарифы могут устанавливаться и на десять лет вперед. Это важно с точки зрения прогнозирования тарифов как для потребителя, например крупного производства с высокой долей расходов на электроэнергию в себестоимости товара (услуги), так и для инвестора (ТСО), которому могут потребоваться длительные сроки окупаемости проектов.
– Получается, что РЭК совсем не сможет утверждать свои тарифы выше предельных максимальных уровней? А что будет, если РЭК установит тариф выше?
– До принятия закона и после него сохраняется прежний порядок возможности РЭК обратиться в ФАС России за согласованием регионального тарифного решения, не укладывающегося в предельные уровни тарифов. Для этого необходимо в установленном порядке подготовить комплект документов и представить его в ФАС России.
Таким образом, только после анализа со стороны ФАС России тарифного решения и его составляющих и принятия решения о его согласовании тарифное решение РЭК может быть легитимно установлено вне рамок предельных уровней, то есть как выше, так и ниже.
В случае же, если РЭК установит цены (тарифы) для прочих потребителей на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям выше максимального или ниже минимального уровня без согласования с ФАС России, подлежать применению будут предельные минимальные уровни цен (тарифов), утверждаемые ФАС России для соответствующего субъекта.
Получается, что выход параметров тарифного решения РЭК за федеральные пределы без согласования будет означать применение минимального федерального тарифного уровня.
– Как вы оцениваете эффективность нового механизма – регуляторного контракта?
– Как я уже отметил, механизм очень перспективный. Конкретные его существенные условия будут определяться в подзаконных актах, в том числе в рамках утверждаемой правительством РФ примерной формы.
Очень надеюсь, что в результате работы над этими документами удастся обеспечить реально долгосрочный механизм с четкими и понятными параметрами для ТСО и региона, позволяющими закреплять обязательства всех сторон и, главное, стимулировать стороны к соблюдению данных обязательств на сто процентов.
И, конечно же, роль ФАС будет важна при согласовании регуляторных соглашений. Важно не только не допустить формальных и технических ошибок, но и верифицировать экономически обоснованную базу для долгосрочного регулирования тарифов, оценить прогноз и планы, исходя из которых строится расчет, обеспечив тем самым защиту потребителей от необоснованного роста цен.
Также целесообразно рассмотреть вопрос об увязке в регуляторном соглашении проблематики перекрестного субсидирования, так как решать их нужно комплексно и забывать об этой проблеме не следует.
– Затронет ли закон все территориальные сетевые организации в части регуляторных соглашений?
– В настоящее время редакция закона не накладывает ограничений на возможность какой‑либо из ТСО заключать регуляторные соглашения с региональными властями. В то же время очевидно, что стороной по такому соглашению должен быть квалифицированный субъект электроэнергетики. Ответ на ваш вопрос станет более точным в процессе подготовки нормативных правовых актов.
– Для потребителей этот законопроект станет спасением. Но можно ли сказать, что для компаний, занятых в сфере передачи электроэнергии, это тоже будет выгодно, ведь они, вероятно, получат меньше средств для развития, которые ранее выделялись с учетом региональных тарифных составляющих?
– Регуляторное соглашение – это механизм, сам по себе он не приводит к изменению тарифа в ту или иную сторону. Но он позволяет «на берегу» договориться о долгосрочных условиях, заранее спрогнозировать требуемые инвестиции и тарифы, которые по сути и являются источником этих инвестиций. Поэтому потребитель в регионе будет заранее понимать, каким образом будут меняться тарифы в горизонте 5 лет и более.
Что касается выгоды для ТСО, то отмечу, что регуляторное соглашение – механизм добровольный. Обе стороны (РЭК и ТСО) договариваются и либо его заключают, либо нет.