Что вы скажете об утверждении «инновации – это направление, а не цель»? Именно это определение инноваций, на мой взгляд, тождественно определению счастья.
Да, друзья, инноватор, прежде всего, – это счастливый человек. Счастливый здесь и сейчас.
Команды, без которых нам не жить
Признак успешного инновационного предприятия – команда единомышленников, получающих удовольствие от совместного созидания и общения вне корпоративных процессов. Похожа ли она на аппарат госчиновников или на группу топ-менеджеров в крупных коммерческих структурах? Случается… Но это скорее исключение, чем правило. Ведь инновационному «буму» в таких структурах, как правило, предшествуют «революционные реформы», проводимые «сверху вниз», а с ними и тотальные ротации персонала, и публичные критические разборы предыдущих этапов – все это не способствует формированию инновационного духа и предпринимательского стиля.
В малом бизнесе все зависит исключительно от качества взаимодействия нескольких человек. Здесь принципы открытости, прозрачности, добросовестности работают не на словах, а инновационность становится ключом к выживаемости бизнеса. Теоретически все предприятия, начинающие свой путь из стартапов в микробизнес, инновационны.
Это подтверждают истории резидентов Бизнес-инкубатора «Ингрия», который вошел в ТОП-10 мировых инкубаторов по версии UBI Global – 2017 / 2018. В основе всех стартапов, которые удалось довести от идеи до продукта, лежит принцип инновационного совершенствования ранее сделанного изобретения.
Возьмем «Перчатку Брайля». Это коммуникатор для слепоглухих людей, созданный на основе изобретенного в 1824 году шифра Луи Брайля, но модифицированного в цифровой код и перенесенного в наиболее удобный формат – перчатки для слепоглухого пользователя и приложения-дешифровщика для перевода в режим речевой коммуникации. Коммуникатор позволяет слепоглухим людям полноценно общаться и вести диалог со «зрячеслышащими», как они нас называют.
Такие бизнес-команды, как GEOPRIME, создавшая полевой контроллер для автоматизации работы геодезиста, и AVT&Co, прошедшая полный цикл от проекта до внедрения зарядных смарт-станций для электротранспорта, прежде всего, ориентировали свои продукты на улучшение условий и качества работы конкретных специалистов, а также на развитие новых индустрий. Теперь эти продукты конкурентоспособны, востребованы у крупнейших заказчиков. Почему? Потому, что смогли принести экономический эффект.
Достигается этот эффект, прежде всего, за счет главного актива – «правильного» состава участников бизнес-команд. Консультанты и менеджеры БИ «Ингрия» определяют «идеального резидента» по качественному образованию, наличию опыта работы в индустрии и в бизнесе, сплоченности и целеустремленности всей команды. При выполнении этих условий стартап, как правило, успешен.
Примерами предприятий, показавших не только отличный старт, но и устойчивый рост за счет высокой внутренней мотивации к развитию, могут служить компания MEDEL, предложившая новый, менее травматичный для пациента, метод лечения артроза, а также компания «Муфты-НСК». Она заменила сварные соединения трубопроводов муфтами, оптимизировав тем самым сложнейшие и дорогие процессы сварки в разных отраслях: судостроении, нефтегазовой, химической, целлюлозно-бумажной промышленности, в ЖКХ.
В обоих случаях разработчики исходили из принципов оптимизации процессов, заботы о потребителе, экономии средств и времени. Такого рода культура предпринимательства – предлагать рынку то, что предвосхищает ожидания потребителя, – присуща настоящим инноваторам.
Инновации в энергетике: pro и contra
Энергетика представляется наиболее активным полем для инновационных проектов. Научные открытия уровня Теслы ждут современного Эдисона, который смог бы внедрить лабораторные изобретения в массовое производство. Очень хочется верить, что среди наших соотечественников такой Эдисон появится!
Для развития инновационной технологии необходима благоприятная экспертная среда, где обеспечена поддержка идей малых предприятий либо идей для стартапа. Как правило, оценка новой технологии крупным бизнесом и лидерами индустрии сводится к анализу потенциальной эффективности относительно показателей существующего предприятия. Все верно: эффективность – это основной критерий ценности любой новинки. Но эффективность для крупного бизнеса означает (в подавляющем большинстве случаев) постоянное усиление своего доминирования на рынке, что дезавуирует прочие ценности и не позволяет оценить комплексную синергию в отраслевом, экосистемном масштабе. Поэтому для многих крупных игроков нет очевидной выгоды в поддержке или приобретении отраслевого стартапа. Решение принимается менеджментом исходя из текущих приоритетных показателей эффективности, по которым предстоит отчитываться перед акционерами.
Не всегда и не все акционеры будут заинтересованы в поддержке прорывной технологии в отрасли, если она ведет к серьезным рыночным изменениям. Скорее их может устроить сиюминутная эффективность, чем развитие завтрашних стратегических инноваций с непонятными для компании перспективами. Лишь истинные лидеры, которых никогда не бывает в избытке, смогут принять обоснованную опережающую стратегию.
Тем не менее в числе успешных резидентов БИ «Ингрия» можно выделить несколько предприятий, разработки которых связаны с энергетикой.
Это компания «Иннокор», оснастившая 20 % жилого фонда Санкт-Петербурга энергосберегающими системами светодиодного освещения. Это фирма «ИНВАЙРО», которая запатентовала собственную «зеленую» технологию по экологически безопасной термической утилизации отходов. Сейчас гибридные установки компании по выработке тепла и электричества используют крупнейшие потребители, заинтересованные в безопасной утилизации бытовых и промышленных отходов: от медицинских до отработанных автомобильных шин и осадков очистных сооружений. В торговых сетях и в инфраструктуре РЖД пользуются спросом автоматизированные системы отопления на основе энергоэффективных обогревателей плинтусного типа – разработка компании «МЕГАДОР».
Синергия в действии
Спектр возможностей для творческого развития инноваторов неограничен. Особенно радует, когда уже успешные в своем проекте команды объединяются для реализации новой бизнес-идеи. Так, в 2019 году в «Ингрии» планируется к запуску мегапроект «Северная креветка» по строительству и развитии сети акваферм. В этом проекте будут задействованы как основные ресурсы и идеи инициаторов (технологии выращивания креветок), так и дополнительные ноу-хау партнеров в области светодиодного освещения («Иннокор») и в области переработки отходов в тепло («ИНВАЙРО»).
Такая солидарность в достижении результатов, открытость в создании новых видов продукции служит сигналом для всего бизнес-сообщества (в том числе среднего и крупного) к активному развитию кооперации и трансфера технологий.
Деятельность наших резидентов подтверждает известный тезис: хороший бизнес всегда отвечает на вопрос: как сделать жизнь других людей лучше? Но бизнес, даже социально ответственный, – это не благотворительность. Как сказал известный экономист Людвиг фон Мизес, «работающий на пользу общества получает максимальную прибыль». И это справедливая награда за вклад в самую ценную кладовую человечества, в его счастливое НАСТОЯЩЕЕ.
Мнения
Александр Глебов, основатель компаний «НСК» и «Муфты НСК»:
– Уже восемь лет я развиваю высокотехнологичную компанию: среди наших заказчиков почти все судостроительные и судоремонтные предприятия России. Бизнес идет неплохо, и сейчас у нас уже работают более двухсот сотрудников. Казалось бы, чего еще желать? Но, изучив импортные обжимные муфты для бессварного соединения трубопроводов, мы поняли, что можем сами делать подобные муфты, которые будут и лучше, и как минимум в два раза дешевле. Эта идея настолько захватила меня и моих коллег, что два года назад мы организовали отдельную специализированную компанию. За год мы усовершенствовали собственную технологию, а наши ноу-хау позволили нам начать конкурировать с лучшими зарубежными образцами. Сказать, что это далось нам легко, я не могу, скорее наоборот, но я горд и счастлив тем, что мы делаем очень правильное и нужное всей стране дело.
Алексей Антоненко, основатель компании «ИНВАЙРО»:
– Наша компания специализируется на «зеленом» инжиниринге, а это особый образ мыслей, который естественным образом проецируется на стиль и качество нашей жизни. Все началось с идеи сделать качественный продукт, чтобы инженерными решениями можно было гордиться, Его Величество Заказчик был доволен, а негативный экологический след, вызванный человеческой деятельностью, сводился к минимуму. В процессе развития компании к команде присоединились высококлассные разнопрофильные специалисты, каждый приносил с собой богатый опыт и интересные идеи. Нам в равной степени интересны и процесс разработки, и результаты, которых мы добиваемся вместе. Приятно осознавать, что на наших установках заказчики из вредных для окружающей среды отходов экологически безопасным путем получают тепло и электричество.
Я – счастливый человек. С удовольствием утром еду на работу и с не меньшим удовольствием возвращаюсь домой к любимой семье, которая поддерживает все мои начинания.