Надежное электроснабжение магистрали – важная задача в ответ на требование времени: рост грузопотока. Сейчас Забайкальская железная дорога переживает хоть и плодотворный, но напряженный период своей истории, причем о напряжении дороги можно говорить как в общем, так и в профессиональном, энергетическом смысле этого слова.
На уровне президента
Глава государства на встречах с высшим руководством РЖД неоднократно говорил о кардинальной модернизации и увеличении пропускной способности БАМа и Транссиба. Роль Забайкальской железной дороги в решении этой задачи немалая. Во-первых, Забайкальская магистраль – это 2300 км Транссибирской магистрали, которые соединяют Сибирь и Дальний Восток. Во-вторых, дорога имеет выход к государственной границе с Китаем через железнодорожную ветку Южный ход и станцию Забайкальск. Надежная работа объектов энергетики – один из ключевых вопросов, сравнимый с функционированием пути и подвижного состава.
Как сообщал начальник Забайкальской железной дороги Александр Скачков, в прошлом году грузооборот по сравнению с 2017 г. увеличился более чем на 4 % и составил порядка 277,5 млрд тонно-километров. Для развития пропускной способности на Забайкальской железной дороге ведется обновление энергохозяйства. На техническое перевооружение тяговых подстанций и других объектов энергетики ЗабЖД в 2018 г. было направлено около 1 млрд руб., благодаря чему ликвидировано десять лимитирующих участков для движения поездов. В общем и целом инвестпрограмма ЗабЖД в 2018 г. составила 27 млрд руб.
Надо отметить, что процесс реконструкции дороги уже запущен. Осуществляется инвестпрограмма «Модернизация железнодорожной инфраструктуры Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей с развитием пропускных и провозных способностей (Восточный полигон, I этап)», завершение которой намечено на 2019 г. Для дальнейшего увеличения грузопотока и интенсивности движения разработан и утверждается перечень мероприятий «Усиление устройств тягового электроснабжения на участках Транссиба» инвестиционной программы по развитию железнодорожной инфраструктуры направления Кузбасс – Дальний Восток.
Как сообщили в пресс-службе Забайкальской железной дороги, документ затрагивает период 2020‑2023 гг. (Восточный полигон, II этап). Усиление устройств тягового электроснабжения позволит выйти на параметры движения и грузопотока, заданные федеральным правительством.
Проблемы с надежностью
Впрочем, сегодня устойчивость энергоснабжения ЗабЖД – величина переменчивая. Проблемы с качественным обеспечением электроэнергией затрагивают как железнодорожных, так и прочих потребителей, включая предприятия. При возникновении на электростанциях Забайкальского края и Амурской области аварийных ситуаций начинается такой режим работы, при котором необходим перенос физической точки раздела двух независимых энергосистем ОЭС Сибири и ОЭС Востока с подстанции 220 кВ «Могоча» на подстанции восточнее либо западнее от нормальной точки деления сети.
«За 2017 год перенос точки деления сети по причинам аварийного вывода в ремонт энергоблоков Нерюнгринской ГРЭС осуществлялся пять раз. А за 2018 год перенос точки деления сети по тем же причинам происходил два раза, – перечислили в пресс-службе ЗабЖД. – Данная ситуация влечет за собой возникновение ограничений в передаче мощности, требует организации еще одной межсистемной нейтральной вставки контактной сети помимо расположенной на участке Могоча – Семиозерный. В конечном итоге приходится делать интервал в движении поездов. Так, перенос точки деления сети 30 ноября 2018 года по причине аварийного ремонта второго энергоблока Нерюнгринской ГРЭС привел к потере в грузообороте Забайкальской железной дороги с 1 по 9 декабря 2018 года на 205,3 миллиона тонно-километров».
Стоит добавить, что аналогичная ситуация складывается каждый раз при переносе точки деления сети ОЭС Сибири / ОЭС Востока; кроме того, возникает несимметричный режим, что приводит к некачественному электроснабжению потребителей Забайкальской железной дороги и потребителей нетяговой нагрузки (населенные пункты, вспомогательные железнодорожные предприятия).
Энергетики Забайкальской железной дороги добавляют, что в Амурской энергосистеме существуют сетевые ограничения по передаче мощности в сечении Магдагачи – Сковородино – Ерофей Павлович при ремонтной схеме на участке Сковородино – Нерюнгринская ГРЭС (вывод в ремонт линий 220 кВ данного участка либо энергоблоков Нерюнгринской ГРЭС), обусловленные пропускной способностью ЛЭП. При этом даже замена оборудования на тяговых подстанциях «Гонжа» и «Ульручьи» не снимет вопроса по ограничению в пропускной способности данного участка летом.
Глобальные решения
Эти сложности в энергоснабжении дороги и прочих потребителей в Забайкалье и на западе Амурской области возникают по нескольким причинам. Забайкальская железная дорога – крупнейший промышленный потребитель мощности в регионе, ее доля в общем потреблении по Забайкальскому краю составляет 30‑60 % от всей генерируемой и заимствованной мощности (в среднем по России этот показатель для железных дорог не превышает 10 %). При этом электропоезда являются потребителями с резкопеременной и несимметричной (однофазной на межподстанционной зоне) нагрузкой, величина которой может изменяться в диапазоне от 200 до 500 МВА в течение часа.
«Забайкальская магистраль – это 2300 км Транссибирской магистрали, которые соединяют Сибирь и Дальний Восток. Дорога имеет выход к государственной границе с Китаем. Надежная работа энергообъектов – один из ключевых вопросов, сравнимый с функционированием пути и подвижного состава.»
«Турбогенераторы электростанций имеют ограниченный предел регулирования мощности, что негативно влияет на качество электроэнергии, особенно в периоды работы с минимальной генерацией. Коренным решением проблемы передачи электроэнергии из одной энергосистемы в другую станет ввод в работу Забайкальского преобразовательного комплекса (вставка постоянного тока) на районной подстанции «Могоча» ФСК ЕЭС», – уточнили в ЗабЖД.
Помимо этого, исправлению ситуации могло бы способствовать развитие в Забайкальском крае генерации, а также линий электропередачи. Однофазная тяговая нагрузка не оказывает влияния на систему внешнего электроснабжения, если потребление электрической мощности на тягу поездов не превышает 3‑10 % от общего потребления энергосистемы. Увеличение надежности в электроснабжении потребителей Забайкальской железной дороги зависит еще и от развития промышленного потенциала Забайкальского края и Амурской области, появления других крупных потребителей.
Текущие задачи
В планах промышленного развития Забайкалья значится появление крупных добывающих предприятий на юго-востоке региона, но это будет нескоро. Невнятны проекты по развитию электросетевого и генерирующего комплекса. А возить грузы необходимо уже сегодня. Говоря о реализации инвестиционной программы в рамках развития Восточного полигона (I этап), об увеличении пропускной способности и уменьшении влияния тяговой нагрузки на сеть внешнего электроснабжения, забайкальские железнодорожники перечисляют основные необходимые мероприятия. Среди них – строительство устройств продольной компенсации (УПК) и фильтро-компенсирующих устройств (ФКУ), что позволит повысить уровень напряжения на электроподвижном составе и симметрировать напряжение. Указанные устройства равномерно распределены на полигоне дороги.
За 2013‑2018 гг. введено в работу 35 УПК и 23 ФКУ. В 2018 году ввели в работу 8 фильтро-компенсирующих устройств.
Дополнительная установка устройств продольной компенсации возможна и в рамках развития Восточного полигона (II этап).
С увеличением грузоперевозок дополнительно к существующим объектам энергоснабжения проводится раскатка усиливающего провода и замена несущего троса. Для повышения надежности электрооборудования тяговых подстанций выполняется замена высоковольтных выключателей класса 220 кВ. Для безопасности перевозок проводится замена устаревших масляных выключателей фидеров контактной сети 27,5 кВ на современные выключатели, отвечающие всем требованиям. Идет ремонт линий электроснабжения автоблокировки ВЛ 10 кВ на фидерных трассах 27,5 кВ, что тоже обеспечивает надежность электроснабжения.
Кроме того, в рамках комплексной реконструкции участка Карымская – Забайкальск ведется электрификации участка Борзя – Забайкальск (завершение работ планируется на четвертый квартал 2020 г.). Проект важен на государственном уровне: станция Забайкальск находится на границе России с Китаем. Перевод участка на электрическую тягу – один из этапов по развитию российского приграничья.