Сетевое издание ENERGOSMI (ЭНЕРГОСМИ). Номер свидетельства СМИ ЭЛ № ФС 77 — 63300.

Китай по итогам прошлого года сократил импорт нефти на 2 %. Если в 2023 г. объем поставок достиг 11,3 млн баррелей в сутки (б/с), то в 2024 гг. — 11,1 млн б/с. По данным Главного таможенного управления КНР, крупнейшими поставщиками сырья остались Россия и Саудовская Аравия, в первую пятерку также вошли Малайзия, Ирак и Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ).

Наряду с импортом, сократилась и загрузка китайских НПЗ: если в 2023 г. объем переработки нефти составлял 14,8 млн б/с (с учетом добытого сырья в Китае), то в 2024 г. — 14,2 млн б/с. Решающую роль могло сыграть торможение спроса на топливо со стороны транспорта. По оценке ОПЕК, спрос на бензин в КНР в декабре 2024 г. сократился на 3,4 % в сравнении с аналогичным периодом 2023 г., а на дизельное топливо — на 0,9 %.

Сказывается электрификация легкового и газификация грузового транспорта. По данным Китайской ассоциации автопроизводителей, продажи электрокаров, гибридов и авто на топливных элементах в 2024 г. увеличились на 35,5 %, до 12,9 млн единиц, а их доля в структуре продаж всех типов авто выросла с 35,7 % в 2023 г. до 45,7 % в 2024 г. В ближайшие годы эта доля превысит отметку в 50 %, в том числе из-за таможенных пошлин на импорт китайских электромобилей в США и Европе. Торговые ограничения будут подталкивать китайских поставщиков к дальнейшему вытеснению машин с двигателями внутреннего сгорания с внутреннего рынка.

В свою очередь, на газификацию грузового транспорта косвенно влияет рост газодобычи в Китае, а также постепенное возвращение цен на газ на мировых рынках к многолетней норме. По данным открытых источников, продажи грузовиков на СПГ в Китае по итогам первых девяти месяцев 2024 г. увеличились на 40 % в сравнении с аналогичным периодом 2023 г., а их доля в структуре продаж новых грузовых авто достигла трети.

Помимо бензина и дизеля, Китай сокращает потребление нафты — сырья для нефтехимии, которое также производится из нефти. По оценке ОПЕК, спрос на нафту в КНР в декабре 2024 г. сократился на 4,4 % в сравнении с аналогичным периодом 2023 г. Сказывается рост популярности сжиженных углеводородных газов (СУГ), в том числе пропана, бутана и пропан-бутана, которые являются одной из альтернатив нафте в нефтехимии. По данным Argus, Китай в 2024 г. нарастил импорт СУГ на 11 %, до 34,5 млн т. Это могло снизить потребность в переработке нефти для выпуска нафты.

В целом, данные по импорту нефти за 2024 г. подтверждают, что распространение электромобилей и авто на газомоторном топливе уже влияют на динамику потребления нефти в КНР. При этом нефтехимия не может компенсировать начавшуюся «просадку» спроса.

Читайте Insider

Журнал о кабельном бизнесе

Слушайте Kabel.FM

Первое кабельное радио!

Рекомендации по теме

Компания «Электрорешения» снова вошла в рейтинг лучших российских работодателей по версии РБК
ТГК-1 планирует создать энергоцентр с тригенерацией в центре Санкт-Петербурга
Компания «Электрорешения» (бренд EKF) разработала комплексное решение для комплектной трансформаторной подстанции
В Самарской области построят завод ветроэнергетических компонентов
EKF расширяет линейку держателей для молниезащиты: новая высота для большего удобства
Более 120 МВА дополнительной трансформаторной мощности ввели энергетики в Подмосковье с начала года
Томские ученые создали электропроводящие полимеры для работы при экстремальных температурах
Обновление ассортимента измерительных трансформаторов тока от бренда EKF
Проект заботливой адаптации сотрудников компании «Электрорешения» (бренда EKF) отмечен главной отраслевой премией в России и СНГ InterComm2025