Китай по итогам прошлого года сократил импорт нефти на 2 %. Если в 2023 г. объем поставок достиг 11,3 млн баррелей в сутки (б/с), то в 2024 гг. — 11,1 млн б/с. По данным Главного таможенного управления КНР, крупнейшими поставщиками сырья остались Россия и Саудовская Аравия, в первую пятерку также вошли Малайзия, Ирак и Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ).
Наряду с импортом, сократилась и загрузка китайских НПЗ: если в 2023 г. объем переработки нефти составлял 14,8 млн б/с (с учетом добытого сырья в Китае), то в 2024 г. — 14,2 млн б/с. Решающую роль могло сыграть торможение спроса на топливо со стороны транспорта. По оценке ОПЕК, спрос на бензин в КНР в декабре 2024 г. сократился на 3,4 % в сравнении с аналогичным периодом 2023 г., а на дизельное топливо — на 0,9 %.
Сказывается электрификация легкового и газификация грузового транспорта. По данным Китайской ассоциации автопроизводителей, продажи электрокаров, гибридов и авто на топливных элементах в 2024 г. увеличились на 35,5 %, до 12,9 млн единиц, а их доля в структуре продаж всех типов авто выросла с 35,7 % в 2023 г. до 45,7 % в 2024 г. В ближайшие годы эта доля превысит отметку в 50 %, в том числе из-за таможенных пошлин на импорт китайских электромобилей в США и Европе. Торговые ограничения будут подталкивать китайских поставщиков к дальнейшему вытеснению машин с двигателями внутреннего сгорания с внутреннего рынка.
В свою очередь, на газификацию грузового транспорта косвенно влияет рост газодобычи в Китае, а также постепенное возвращение цен на газ на мировых рынках к многолетней норме. По данным открытых источников, продажи грузовиков на СПГ в Китае по итогам первых девяти месяцев 2024 г. увеличились на 40 % в сравнении с аналогичным периодом 2023 г., а их доля в структуре продаж новых грузовых авто достигла трети.
Помимо бензина и дизеля, Китай сокращает потребление нафты — сырья для нефтехимии, которое также производится из нефти. По оценке ОПЕК, спрос на нафту в КНР в декабре 2024 г. сократился на 4,4 % в сравнении с аналогичным периодом 2023 г. Сказывается рост популярности сжиженных углеводородных газов (СУГ), в том числе пропана, бутана и пропан-бутана, которые являются одной из альтернатив нафте в нефтехимии. По данным Argus, Китай в 2024 г. нарастил импорт СУГ на 11 %, до 34,5 млн т. Это могло снизить потребность в переработке нефти для выпуска нафты.
В целом, данные по импорту нефти за 2024 г. подтверждают, что распространение электромобилей и авто на газомоторном топливе уже влияют на динамику потребления нефти в КНР. При этом нефтехимия не может компенсировать начавшуюся «просадку» спроса.