ENERGOSMI (ЭНЕРГОСМИ). Номер свидетельства СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63300

Малаккский пролив и последние изменения на нефтяном рынке

Транзит нефти и нефтепродуктов через Малаккский пролив, расположенный между Малайским полуостровом и индонезийским островом Суматра и соединяющий бассейны Индийского и Тихого океанов, в 2023 г. увеличился на 800 тыс. баррелей в сутки (б/с), достигнув 23,7 млн б/с. По данным Управления энергетической информации (EIA), Малаккский пролив превзошел по объему транзита сырья Ормузский пролив, где транспортировка нефти и нефтепродуктов по итогам прошлого года составила 20,9 млн б/с.

Увеличение транзита сырья через Малаккский пролив во многом связано с восстановлением спроса на нефть в странах Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) после пандемии COVID-19. Объем транспортировки нефти вырос на 1,5 млн б/с в период с 2021 по 2023 гг., а нефтепродуктов — на 0,3 млн б/с. Около 60 % перевозок сырья приходится на нефть и нефтепродукты из стран Ближнего Востока, в том числе на четверку крупнейших экспортов стран ОПЕК: Саудовскую Аравию, Ирак, Кувейт и Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ).

Остальные 40 % приходятся на четыре группы поставщиков: российских производителей, которые осуществляют перевозки нефти и нефтепродуктов в восточном (при экспорте из портов в европейской части РФ) и западном (при поставках с Сахалина) направлениях; США, которые в 2021-2023 гг. увеличили общий экспорт нефти и нефтепродуктов почти на 20 % (с 8,6 млн б/с до 10,2 млн б/с); страны Африки, которые в последние годы сокращали объемы транзита через Малаккский пролив из-за снижения добычи в Анголе и Нигерии; Малайзию и Индонезию — региональных производителей нефти (с общей добычей в 1,2 млн б/с в 2023 г.), использующих Малаккский пролив не только для экспортных, но и внутренних перевозок.

Транзит нефти и нефтепродуктов через Ормузский пролив в 2023 г. сократился на 200 тыс. б/с, до 20,9 млн б/с. Помимо сделки ОПЕК+, в рамках которой Саудовская Аравия в 2023 г. снизила добычу нефти и газового конденсата на 800 тыс. б/с, до 11,4 млн б/с, сказалось использование инфраструктуры, позволяющей транспортировать сырье в обход Ормузского пролива. Так, в ОАЭ действует нефтепровод мощностью 1,5 млн б/с, с помощью которого нефть транспортируется в порт Фуджейра — крупнейший региональный хаб нефти и нефтепродуктов, расположенный на побережье Оманского залива. В свою очередь, Саудовская Аравия использует нефтепровод «Запад-Восток», предназначенный для транспортировки нефти к побережью Красного моря.

Конфликт в Красном море не успел всерьез повлиять на объемы транзита в прошлом году: если в 2021 г. объем транспортировки нефти и нефтепродуктов через прилегающий к Красному морю Баб-эль-Мандебский пролив составлял 5,4 млн б/с, то в 2022 г. — 7,5 млн б/с, а в 2023 г. — 8,6 млн б/с. В результате Красное море в 2023 г. стало третьей по величине транспортной артерией нефтяного рынка, опередив по объему транзита нефти и нефтепродуктов мыс Доброй Надежды (6 млн б/с), Датские проливы (4,9 млн б/с), Панамский канал (2,1 млн б/с) и турецкие проливы Босфор и Дарданеллы (3,4 млн б/с).

Однако по итогам 2024 г. очередность в этом списке изменится из-за упомянутого конфликта в Красном море. Например, в апреле 2024 г. транзитом через Красное море воспользовались лишь 342 танкера с нефтью, нефтепродуктам и сжиженным природным газом (СПГ) — почти на 60 % меньше, чем в апреле 2023 г. (835), согласно данным МВФ и Оксфордского университета.

Горячее