Сетевое издание ENERGOSMI (ЭНЕРГОСМИ). Номер свидетельства СМИ ЭЛ № ФС 77 — 63300.

Транзит нефти и нефтепродуктов через Малаккский пролив, расположенный между Малайским полуостровом и индонезийским островом Суматра и соединяющий бассейны Индийского и Тихого океанов, в 2023 г. увеличился на 800 тыс. баррелей в сутки (б/с), достигнув 23,7 млн б/с. По данным Управления энергетической информации (EIA), Малаккский пролив превзошел по объему транзита сырья Ормузский пролив, где транспортировка нефти и нефтепродуктов по итогам прошлого года составила 20,9 млн б/с.

Увеличение транзита сырья через Малаккский пролив во многом связано с восстановлением спроса на нефть в странах Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) после пандемии COVID-19. Объем транспортировки нефти вырос на 1,5 млн б/с в период с 2021 по 2023 гг., а нефтепродуктов — на 0,3 млн б/с. Около 60 % перевозок сырья приходится на нефть и нефтепродукты из стран Ближнего Востока, в том числе на четверку крупнейших экспортов стран ОПЕК: Саудовскую Аравию, Ирак, Кувейт и Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ).

Остальные 40 % приходятся на четыре группы поставщиков: российских производителей, которые осуществляют перевозки нефти и нефтепродуктов в восточном (при экспорте из портов в европейской части РФ) и западном (при поставках с Сахалина) направлениях; США, которые в 2021-2023 гг. увеличили общий экспорт нефти и нефтепродуктов почти на 20 % (с 8,6 млн б/с до 10,2 млн б/с); страны Африки, которые в последние годы сокращали объемы транзита через Малаккский пролив из-за снижения добычи в Анголе и Нигерии; Малайзию и Индонезию — региональных производителей нефти (с общей добычей в 1,2 млн б/с в 2023 г.), использующих Малаккский пролив не только для экспортных, но и внутренних перевозок.

Транзит нефти и нефтепродуктов через Ормузский пролив в 2023 г. сократился на 200 тыс. б/с, до 20,9 млн б/с. Помимо сделки ОПЕК+, в рамках которой Саудовская Аравия в 2023 г. снизила добычу нефти и газового конденсата на 800 тыс. б/с, до 11,4 млн б/с, сказалось использование инфраструктуры, позволяющей транспортировать сырье в обход Ормузского пролива. Так, в ОАЭ действует нефтепровод мощностью 1,5 млн б/с, с помощью которого нефть транспортируется в порт Фуджейра — крупнейший региональный хаб нефти и нефтепродуктов, расположенный на побережье Оманского залива. В свою очередь, Саудовская Аравия использует нефтепровод «Запад-Восток», предназначенный для транспортировки нефти к побережью Красного моря.

Конфликт в Красном море не успел всерьез повлиять на объемы транзита в прошлом году: если в 2021 г. объем транспортировки нефти и нефтепродуктов через прилегающий к Красному морю Баб-эль-Мандебский пролив составлял 5,4 млн б/с, то в 2022 г. — 7,5 млн б/с, а в 2023 г. — 8,6 млн б/с. В результате Красное море в 2023 г. стало третьей по величине транспортной артерией нефтяного рынка, опередив по объему транзита нефти и нефтепродуктов мыс Доброй Надежды (6 млн б/с), Датские проливы (4,9 млн б/с), Панамский канал (2,1 млн б/с) и турецкие проливы Босфор и Дарданеллы (3,4 млн б/с).

Однако по итогам 2024 г. очередность в этом списке изменится из-за упомянутого конфликта в Красном море. Например, в апреле 2024 г. транзитом через Красное море воспользовались лишь 342 танкера с нефтью, нефтепродуктам и сжиженным природным газом (СПГ) — почти на 60 % меньше, чем в апреле 2023 г. (835), согласно данным МВФ и Оксфордского университета.

Читайте Insider

Журнал о кабельном бизнесе

Слушайте Kabel.FM

Первое кабельное радио!

Рекомендации по теме

Меры по повышению энергоэффективности должны распространяться на весь цикл производства ресурсов
Каким будет РИФ на острове Русский?
Завершилось строительство крупнейшей магнитной системы в мире
Томсккабель отмечает 25-летний юбилей. Четверть века в кабельном бизнесе!
Всё по плану: утверждена энергетическая стратегия России до 2050г.
Ничто не останется незамеченным: произошла успешная аттестация световых маркеров для ЛЭП
ГК «Терра-Ток» реализовала 800 проектов по обустройству электрических сетей на базе шинопровода
Миссия выполнена: готов аналитический обзор по созданию опытно-промышленного термоядерного реактора ИТЭР за 15 лет своего существования
Нас ждет новый нацпроект "Энергетика?"