ENERGOSMI (ЭНЕРГОСМИ). Номер свидетельства СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63300

Оплывая санкции: новые пути для российской нефти

Bloomberg сообщает, что в нейтральных водах всего в нескольких милях от побережья Греции российские танкеры ежедневно перекачивают миллионы баррелей нефти на суда других государств для дальнейшей ее доставки в обход всех санкций ЕС.

Издание уточняет, что перевалка STS (ship-to-ship, с судна на судно) является одним из обходных путей, которые трейдеры используют для преодоления санкций Европейского Союза против Москвы.

По данным Bloomberg, с начала этого года с одного танкера на другой в заливе Лаконикос было перегружено не менее 23 млн баррелей российской нефти и дополнительных объемов очищенного топлива. Греческие власти заявляют, что их возможности для вмешательства ограничены, поскольку деятельность происходит за пределами шестимильного предела территориальных вод страны в этом районе.

Трейдеры и судоходные компании нашли множество способов обеспечить транспортировку российской нефти, и это лишь последний пример. Аналогичная активность наблюдалась возле Сеуты, испанского анклава в Северной Африке. Огромный теневой флот танкеров там также появился, чтобы помочь России преодолеть санкции.

Перевалка нефти в море требует нескольких ключевых услуг для обеспечения безопасности. Фирмы Европейского Союза могут предоставлять эти услуги только в том случае, если груз на борту куплен по цене, установленной G7, или ниже. Ценовой потолок составляет $60 за баррель. После перевалки в море принимающие танкеры переправляют нефть за тысячи миль к покупателям в Азии.

Многие из задействованных судов старые, и их страховой статус неясен. Средний возраст танкеров, участвующих в перевалке сырой нефти у берегов Греции, составляет 18 лет. Самый старый из задействованных кораблей был построен в 1997 году. Это сопоставимо с большим флотом танкеров, средний возраст которых составляет около 12 лет для типоразмеров судов, чаще всего используемых для перевозки российской нефти.

Перевалка с корабля на корабль по своей сути не являются рискованной, но она включает в процесс два плавающих в море судна, перекачивающих потенциально загрязняющий груз. В заливе Лаконикос реализуется проект по защите морских черепах, а близлежащее устье служит местом кормления и размножения птиц.

Ранее в этом году, после того как выяснилось, что вблизи Сеуты велись перевалки нефти, испанские власти разослали письмо местным компаниям, занимающимся судоходством, с напоминанием о запрете на предоставление услуг STS, если речь идет о российской нефти даже в международных водах. Основная оппозиционная партия призвала правительство пресечь эту деятельность.

Правила ЕС гласят, что компании должны проводить юридическую оценку due diligence («должная добросовестность»), а также проверять и собирать свидетельства, доказывающие, что нефтяные грузы приобретаются в рамках предельной цены. Власти обязаны проводить проверки и контроль в отношении компаний.

Тем не менее, наказание за несоблюдение требований невелико, и у владельцев судов и компаний нет стимула не помогать перевозить российские грузы, констатирует Bloomberg.

Горячее