Электромобили более экологичны, чем обычные газовые и дизельные двигатели внутреннего сгорания. Даже если 100 процентов энергии вашего электромобиля поступает от грязной, тяжелой угольной энергии, ваш электромобиль по-прежнему будет иметь значительно меньший углеродный след, чем его эквивалент, потребляющий бензин. При этом грядущая революция электромобилей поднимает некоторые чрезвычайно важные вопросы о стремительном росте спроса и потребления энергии и связанном с этим воздействии на окружающую среду — вопросы, которые необходимо решать в срочном порядке. Мир переходит на электромобили с головокружительной скоростью, которая будет только увеличиваться, поскольку все больше стран принимают политику, благоприятную для электромобилей, наращивают инфраструктуру зарядки, а в секторе электромобилей по-прежнему наблюдаются технологические улучшения, которые делают их автомобили более привлекательными и более доступными для общественности. В Великобритании политики настаивают на том, чтобы запретить новые автомобили, работающие на газе к 2030 году. В США президент Джо Байден тратит деньги на электромобили, что может увеличить парк электромобилей страны на 40 процентов. И Tesla пытается захватить весь мир.
Для коммунальных предприятий и других органов, отвечающих за сетевую и энергетическую инфраструктуру, это означает, что идет гонка за улучшение и адаптацию существующей инфраструктуры для удовлетворения растущего спроса. Чтобы сделать переход на электромобиль плавным и максимально экологичным, крайне важно, чтобы мы не только продолжали улучшать наши сетевые возможности и мощности, но и чтобы расширение возобновляемых источников энергии шло в ногу с ростом спроса на энергию.
Ключ к обеспечению энергией всего парка электромобилей по всей стране без перегруженности электросетей и потребления большего количества энергии, чем когда-либо прежде, лежит в энергоэффективности. Хотя эта тема явно неактуальна и кажется тривиальной по сравнению с другими, более яркими компонентами глобального энергетического перехода и борьбы с изменением климата, энергоэффективность является чрезвычайно важной частью головоломки.
«На более эффективное использование энергии приходится самая большая доля — почти 40% — сокращения выбросов тепла, необходимых для достижения целей Парижского климатического соглашения», — сообщила Axios в октябре.
И хотя электромобили являются огромными потребителями энергии, они намного более энергоэффективны, чем двигатели внутреннего сгорания — до 5-6 раз более энергоэффективны. Но энергия, которая их питает, также должна стать более эффективной, чтобы это работало.
В нашем нынешнем энергетическом ландшафте, где 97 процентов энергии вырабатывается через тепловую систему (та, где мы в основном сжигаем вещество или расщепляем атомы), почти две трети создаваемой энергии теряется в виде потраченного впустую тепла благодаря второму закону термодинамики. Для сравнения, хотя ветер и солнце теряют небольшое количество энергии при передаче, подавляющее большинство созданной энергии фактически используется.
«Итак, вот мысленный эксперимент», — говорится в недавней статье Bloomberg. «Что, если бы весь парк легковых автомобилей в США (в настоящее время около 270 миллионов легковых и грузовых автомобилей) был электрифицирован к 2030 году, и мы быстро расширили производство энергии ветра и солнца, одновременно отказавшись от угольной энергии?»
Ответ? Мало того, что выбросы углерода в США будут сокращены почти на 30 процентов, но и вся система получит огромный прирост энергоэффективности.
Если текущие прогнозы роста солнечной и ветровой энергии верны (солнечная энергия возрастет на 20 процентов, а ветер — на 10 процентов к 2030 году) и уголь будет исключен в те же временные рамки (что не является надуманной идеей), а природный газ восполнит пробелы, «несмотря на электрификацию легковых автомобилей, ввод в энергосистему на самом деле может немного упасть», пишет Bloomberg.
«Замена угольной энергии более эффективными газовыми турбинами и быстрое распространение нетепловой возобновляемой энергии означает, что полезная электроэнергия в любом случае вырастет более чем на треть».
По крайней мере, эти обнадеживающие цифры являются хорошим напоминанием о том, что когда дело доходит до бесконечной гипер-угрозы размером и масштабом глобального потепления, нет решения серебряной пули. Ответ на спасение самих себя и спасение нашей планеты заключается в постепенных (но безотлагательных) изменениях во всех секторах. Все эти небольшие улучшения действительно складываются, и все они необходимы. Сами по себе электромобили не могут обойтись без лучшего, более чистого и эффективного производства энергии. А потребители могут сделать очень многое без помощи правительства и частного сектора. У всех нас есть своя роль, и мы все можем сыграть свою роль.