В своем недавнем общении с премьер-министром Мишустиным президент Путин попросил правительство ввести водородные транзитные автобусы к 2023 году. Путин выразил озабоченность по поводу сохранения окружающей среды за счет расширения экологически чистого транспорта. Путин также предположил, что его примеру могут последовать водородные локомотивы. Он привел в пример успехи России в использовании сжатого природного газа для транспортировки, начатые несколько лет назад усилия по созданию большего рыночного пространства для природного газа, поставляемого «Газпромом».
Москва активно внедряет электрические автобусы для своих услуг, и добавление водородных автобусов в эту смесь кажется естественным. Автобусы на топливных элементах имеют то преимущество, что они относительно устойчивы в холодных российских условиях, в то время как их электрические собратья могут испытывать значительное сокращение дальности движения при падении температуры зимой. Уменьшается не только емкость батарей, но и нагрев уменьшает дальность действия. Хотя водородные грузовики не были упомянуты конкретно в качестве цели, но их внедрение также возможно, если водородная инфраструктура может быть стратегически развернута. И автобусы, и локомотивы, с другой стороны, потребовали бы довольно ограниченной потребности в водородной инфраструктуре — только в пунктах назначения.
Скорее всего, водород в России будет добываться из природного газа путем риформинга топлива — так называемого голубого водорода. Выступая на форуме Rosthoff (Российско-Германский Форум природных ресурсов) в декабре 2020 года, руководитель Департамента энергоэффективности и охраны окружающей среды ОАО «Газпром» Александр Ишков объявил о создании водородной компании «Газпром». Компания создана для реализации инновационных пилотных проектов с использованием водорода и водородно-метановых смесей. Одним из проектов, которые эта компания могла бы предпринять, является строительство голубого водородного завода на немецком конце трубопровода Nord Stream для поставок своего водорода на европейский рынок. Углекислый газ, производимый на этом заводе, можно было бы транспортировать обратно в Россию для секвестрации. Он также отметил, что «Газпром» ежегодно производит на своих мощностях 360 000 тонн водорода. Для сравнения, для одного запуска космического челнока требовалось около 150 тонн жидкого водорода.
В то время как эти идеи указывают на новое мышление, Россия явно ищет подходы к диверсификации своих рынков природного газа. Сроки также интересны, поскольку оба объявления были сделаны в декабре 2020 года, что указывает на сильную координацию между президентом и «Газпромом» для устранения политического давления на трубопроводы Nord Stream и принятия обязательств по водороду, хотя и голубому.