Ранее в этом месяце автомобильный гигант Porsche объявил, что инвестирует 24 миллиона долларов в разработку электронного топлива для своих спортивных автомобилей. Эта новость последовала за недавним выпуском компанией своего первого электромобиля в начале этого года — Taycan. Решение инвестировать в электронное топливо показывает, что по крайней мере один производитель автомобилей не кладет все свои яблоки в корзину электромобилей. Что такое электронное топливо? Как правило, это синтетическое топливо, изготовленное из углекислого газа и водорода, которое будет использоваться в двигателях внутреннего сгорания вместо топлива, полученного из нефти, которое в настоящее время находится в поле зрения экологов, регулирующих органов и правительств, поскольку они пытаются сократить выбросы.
Электронное топливо называется электронным топливом, потому что оно производится с использованием электричества для производства водорода, который затем смешивается с диоксидом углерода для получения топлива. Естественно, это электричество должно быть экологически чистым, генерируемым ветром, солнцем или гидроэнергетикой. И в этом заключается первая и потенциально большая проблема электронного топлива. Зеленый водород в настоящее время чрезмерно дорог, и, по мнению некоторых, он будет оставаться непомерно дорогим в обозримом будущем.
Как бы то ни было, Porsche реализует свой план по производству электронного топлива, согласно которому первый выпуск электронного топлива на новом заводе в Чили должен произойти уже в 2022 году. Завод, по словам Porsche, будет «первым в мире интегрированным коммерческим заводом промышленного масштаба» для производства электронного топлива.
«Мы хотели бы и любим такие автомобили, как 911 с высокооборотными двигателями внутреннего сгорания или двигателями с турбонаддувом, как автомобили, которыми вы могли бы управлять в будущем, не испытывая бремени выбросов CO2», — сказал директор по исследованиям и разработкам Porsche, Майкл Штайнер.
Однако для того, чтобы это произошло, стоимость производства электронного топлива должна снизиться и существенно снизиться. Во-первых, сам процесс улавливания CO2 стоит дорого. Это одна из основных причин, по которой улавливание и хранение углерода еще не начали активно развиваться, несмотря на все обещания, которые оно дает для сокращения выбросов на Земле. Во-вторых, процесс получения зеленого водорода стоит дорого, потому что он крайне неэффективен. По данным Международного совета по чистому транспорту, в процессе производства синтетического топлива путем объединения диоксида углерода и водорода только «в лучшем случае половина энергии электричества преобразуется в жидкое или газообразное топливо». Половина — это не много. Половина значит дорого. Фактически, ICCT подсчитал, что из-за высоких производственных затрат электронное топливо будет стоить примерно 3,64-4,85 доллара за литр в 2030 году.
Тем не менее, по данным Bosch, одной из компаний, работающих с электронным топливом, оно может стоить всего 1,46 доллар США за литр в 2030 году и даже меньше к 2050 году.
«Конечно, синтетическое топливо по-прежнему стоит дорого», — написал генеральный директор Bosch Фолькмар Деннер в недавней статье об электронном топливе. «Но чем больше производственная мощность, тем ниже стоимость. К 2030 году можно будет производить RSF при стоимости литра от 1,20 до 1,40 евро без налогов, а к 2050 году стоимость может упасть ниже одного евро. Это может быть больше, чем мы сейчас платим за ископаемое топливо. Но это ценовое преимущество скоро сократится, если будет цениться экологическое преимущество возобновляемых видов топлива».
В той же статье Деннер также делает интересное замечание о сравнении электромобилей и автомобилей, работающих на электронном топливе, по эффективности. По его словам, сейчас электромобили могут быть более эффективными, но подождите, пока они не начнут работать на импортируемой возобновляемой электроэнергии. Тогда их эффективность вырастет до уровня, сопоставимого с эффективностью электронного топлива.
Это может показаться неправдоподобным, но компания Porsche не случайно выбрала Чили для своего экспериментального завода по производству электронного топлива. По заявлению компании, объект будет полностью обеспечиваться ветровой энергией, которой в этом месте очень много. Чили является экспортером электроэнергии, и многие другие страны также могут извлечь выгоду из бума возобновляемых источников энергии. Но получат ли импортеры и их водители электромобилей такую же выгоду?
Это вопрос, который ставит Деннер от Bosch, и, хотя его можно рассматривать как подрывной для повествования об электромобилях, он имеет веское значение. Когда цепочка поставок электроэнергии удлиняется из-за скачков потребления электроэнергии благодаря электромобилям, цены для тех, кто вынужден импортировать необходимую им электроэнергию, вырастут. Это случится не везде и не завтра, но может случиться в какой-то момент. И если это произойдет, это может дать электронному топливу шанс на победу.
Любое обсуждение возобновляемых источников энергии и электрификации транспорта чревато проблемами. Становится все труднее найти несгибаемые факты среди выдаваемых за действительное и корыстных экономических интересов. Вот почему лучше всего относиться к каждому заявлению, независимо от его источника, с недоверием. Миллиарды уже инвестированы в производство энергии ветра и солнца, которая будет использоваться для электропитания точек зарядки электромобилей. Это тоже потребует больших денег.
Но электронное топливо настолько дорогое, что на данный момент не имеет экономического смысла. Электролизеры дороги, а процесс превращения водорода и диоксида углерода в жидкое топливо крайне неэффективен. Но шаг Porsche может указывать на то, что в какой-то момент это может измениться, повысив конкурентоспособность этого синтетического бензина и дизельного топлива.