Широко распространенное мнение о том, что ископаемое топливо является «грязным», а возобновляемые источники энергии, такие как ветер и солнечная энергия, а также электромобили — «чистыми», стало неотъемлемой частью основных средств массовой информации и политических предположений по всему политическому спектру в развитых странах, возможно, за исключением возглавляемой Трампом администрации США. В самом деле, главный вопрос, который нас заставляет верить, заключается в том, как быстро просвещенные западные правительства, возглавляемые якобы научным консенсусом, могут «обезуглероживаться» с помощью чистой энергии в гонке за спасение мира от надвигающейся климатической катастрофы. Мантра «чистый ноль к 2050 году», призывающая к полному сокращению выбросов углекислого газа в течение трех десятилетий, в настоящее время является громким призывом правительств и межправительственных учреждений во всем развитом мире, начиная от нескольких государств-членов ЕС и Великобритании, Международного энергетического агентства и Международного Валютного Фонда.
Добыча полезных ископаемых с глаз долой, из сердца вон
Давайте начнем с Теслы Илона Маска. Поразительное достижение для компании, которая уже четыре квартала подряд получает прибыль, — Tesla стала самой ценной автомобильной компанией в мире. Спрос на EVs будет расти, поскольку государственная политика субсидирует покупку EVs для замены двигателя внутреннего сгорания бензиновых и дизельных автомобилей и поскольку владение «чистым” и «зеленым» автомобилем становится моральным свидетельством для многих добродетельных клиентов.
Тем не менее, если заглянуть под капот «чистых» электромобилей с батарейным приводом, найденная грязь удивит больше всего. Наиболее важным компонентом в EVs является литий-ионная аккумуляторная батарея, которая опирается на критические минеральные ресурсы, такие как кобальт, графит, литий и марганец. Прослеживая источник этих минералов, в том, что называется «экономикой полного цикла», становится очевидным, что EVs создают след грязи от добычи и переработки полезных ископаемых вверх по течению.
В недавнем докладе Организации Объединенных Наций содержится предупреждение о том, что сырье, используемое в электромобильных аккумуляторах, в значительной степени сосредоточено в небольшом числе стран, где экологические и трудовые нормы являются слабыми или вообще отсутствуют. Таким образом, производство аккумуляторов для EVs является движущей силой бума в маломасштабном или «кустарном» производстве кобальта в Демократической Республике Конго, которое обеспечивает две трети мирового производства этого минерала. Эти кустарные шахты, на долю которых приходится до четверти добычи в стране, были признаны опасными и используют детский труд.
Памятуя о том, что образ детей, скребущих вручную выкопанные минералы в Африке, может сделать с чистым и зеленым имиджем высоких технологий, большинство технологических и автомобильных компаний, использующих кобальт и другие токсичные тяжелые металлы, избегают прямых источников из шахт. Tesla Inc. заключила сделку со швейцарской компанией Glencore Plc о покупке до 6000 тонн кобальта в год с конголезских рудников. В то время как Tesla заявила, что стремится устранить репутационные риски, связанные с поставками полезных ископаемых из таких стран, как ДРК, где процветает коррупция, Glencore заверяет покупателей, что на ее механизированных шахтах кобальт не обрабатывается вручную.
Сегодня насчитывается 7,2 миллиона аккумуляторных батарей EVs, или около 1% от общего парка транспортных средств. Чтобы получить представление о масштабах добычи сырья, связанного с заменой мировых бензиновых и дизельных автомобилей на EVs, мы можем взять пример Великобритании. По словам профессора Майкла Келли, если мы заменим весь автомобильный парк Великобритании на EVs, предполагая, что они используют самые экономные батареи следующего поколения, нам понадобятся следующие материалы: примерно в два раза больше мирового производства кобальта; три четверти мирового производства карбоната лития; почти все мировое производство неодима; и более половины мирового производства меди в 2018 году.
И это только для Великобритании. Профессор Келли считает, что если бы мы хотели, чтобы весь мир перевозился на электромобилях, то огромное увеличение поставок сырья, перечисленного выше, вышло бы далеко за пределы известных запасов. Экологические и социальные последствия значительно расширенной добычи этих материалов — некоторые из которых являются высокотоксичными при добыче, транспортировке и переработке – в странах, страдающих от коррупции и плохих показателей в области прав человека, можно только вообразить. Чистый и зеленый образ EVs резко контрастирует с реалиями производства аккумуляторов.
Нулевые выбросы и все такое
Сторонники EVs могли бы возразить, сказав, что, несмотря на эти очевидные экологические и социальные проблемы, связанные с добычей полезных ископаемых во многих странах третьего мира, остается фактом, что EVs помогают сократить выбросы углекислого газа, связанные с двигателями внутреннего сгорания, работающими на бензине и дизельном топливе. Согласно господствующему повествованию об изменении климата, именно выбросы углекислого газа угрожают экологической катастрофой в глобальном масштабе. Ради спасения мира климатические крестоносцы богатых стран, возможно, будут готовы игнорировать местное загрязнение и нарушения прав человека, связанные с добычей полезных ископаемых в Африке, Китае, Латинской Америке и других местах.
Хотя можно было бы усомниться в врожденном неравенстве при навязывании такого компромисса, предполагаемые преимущества EVs в снижении выбросов углекислого газа преувеличены в соответствии с рецензируемым исследованием жизненного цикла, сравнивающим обычные и электрические транспортные средства. Начнем с того, что около половины выбросов углекислого газа в течение всего срока службы электромобиля происходит от энергии, используемой для производства автомобиля, особенно при добыче и переработке сырья, необходимого для батареи. Это невыгодно сравнить с производством бензинового автомобиля, на долю которого приходится 17% выбросов углекислого газа в течение всего срока службы автомобиля. Когда новый EV появляется в шоу-руме, он уже вызвал выброс 30 000 фунтов углекислого газа. Эквивалентная сумма для изготовления обычного автомобиля составляет 14 000 фунтов стерлингов.
Оказавшись на дороге, выбросы углекислого газа EVs зависят от энергетического топлива, используемого для подзарядки его аккумулятора. Если он поступает в основном от угольных электростанций, то на каждую милю его движения будет приходиться около 15 унций углекислого газа — на три унции больше, чем у аналогичного бензинового автомобиля. Даже без упоминания источника электричества, используемого для зарядки аккумулятора, если электромобиль проедет 50 000 миль за свой срок службы, огромные начальные выбросы от его производства означают, что электромобиль фактически выбросит в атмосферу больше углекислого газа, чем бензиновый автомобиль аналогичного размера, проехавший такое же количество миль. Даже если электромобиль проедет 90 000 миль и зарядится от более чистых электростанций, работающих на природном газе, он будет выделять всего на 24% меньше углекислого газа, чем автомобиль, работающий на бензине. Как говорит скептически настроенный защитник окружающей среды Бьорн Ломборг, «это очень далеко от «нулевых выбросов».
Поскольку большинство обычных людей, заботящихся о том, чтобы оставаться в рамках скромных бюджетов, выбирают доступные бензиновые или дизельные автомобили, эксперты и политические консультанты во всем мире почувствовали себя вынужденными склонить игровое поле в пользу EVs. Субсидии на EV носят регрессивный характер: учитывая их высокую первоначальную стоимость, EV доступны только для семей с высоким уровнем дохода. Это вопиющий факт, что субсидирование EV финансируется средним налогоплательщиком, чтобы богатые могли покупать свои EV по субсидированным ценам.
Решимость не знать и не отводить взгляд, когда факты противоречат нашим убеждениям, является стойкой слабостью человеческой природы. Склонность к групповому мышлению и предвзятости подтверждения, а также стремление утвердить «научный консенсус» и маргинализировать скептиков широко распространены в рассуждениях так называемых экспертов, приверженных отстаиванию своего любимого дела. В случае с EVs грязные секреты «чистой энергии» должны казаться очевидными всем, но, увы, нет никого настолько слепого, как те, кто не видит.