ENERGOSMI (ЭНЕРГОСМИ). Номер свидетельства СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63300

Ядерная безопасность: первоочередная задача для ЕС

Ядерная безопасность: первоочередная задача для ЕС

Безопасность производства атомной энергии в ЕС является основной ответственностью операторов электростанций, контролируемых независимыми национальными регуляторами. Общеевропейский подход к ядерной безопасности имеет важное значение, поскольку ядерная авария может иметь негативные последствия для стран по всей Европе и за ее пределами.

На основе оценок ядерного риска и безопасности (стресс-тестов), проведенных в 2011 и 2012 годах, уроков, извлеченных из аварии на АЭС «Фукусима», а также требований безопасности западноевропейской Ассоциации ядерных регуляторов и Международного агентства по атомной энергии ЕС внес поправки в свою Директиву по ядерной безопасности в 2014 году.

Измененная директива требует от стран ЕС уделять самое приоритетное внимание ядерной безопасности на всех этапах жизненного цикла атомной электростанции. Это включает в себя проведение оценок безопасности перед строительством новых атомных электростанций и обеспечение значительного повышения безопасности старых реакторов. В частности, директива:

  • усиливает роль национальных регулирующих органов путем обеспечения их независимости от национальных правительств. Страны ЕС должны предоставить регуляторам достаточные юридические полномочия, персонал и финансовые ресурсы
  • создает систему экспертных оценок. Страны ЕС каждые шесть лет выбирают общую тему ядерной безопасности и организуют по ней Национальную оценку безопасности. Затем они представляют свою оценку другим странам для рассмотрения. Результаты этих экспертных обзоров предаются гласности
  • требует проведения переоценки безопасности всех атомных электростанций не реже одного раза в 10 лет
  • повышает прозрачность, требуя от операторов атомных электростанций предоставлять общественности информацию как во время нормальной эксплуатации, так и в случае инцидентов.

В 2015 году Европейская комиссия опубликовала доклад о прогрессе, достигнутом странами ЕС в осуществлении директивы по ядерной безопасности. В целом отчет показал хороший уровень соблюдения правил. Следующие национальные доклады будут представлены в 2020 году.

Международное сотрудничество

ЕС сотрудничает со странами, не входящими в ЕС, и международными организациями в области ядерной безопасности. В 2013 году Европейская комиссия подписала меморандум о взаимопонимании с Международным агентством по атомной энергии (МАГАТЭ) в целях дальнейшего укрепления сотрудничества, в том числе в области экспертных оценок, обеспечения готовности к чрезвычайным ситуациям и реагирования на них.

От имени Европейского Сообщества по атомной энергии комиссия принимает участие в трехгодичных обзорных совещаниях (RM) и чрезвычайных совещаниях (EM) по Конвенции о ядерной безопасности и готовит соответствующие доклады:

МАГАТЭ и комиссия проводят ежегодные совещания для рассмотрения прогресса, достигнутого в результате совместной работы по целому ряду ядерных видов деятельности.

Радиоактивные отходы и отработанное топливо

Радиоактивные отходы образуются главным образом в результате производства электроэнергии на атомных электростанциях или в результате неэнергетического использования радиоактивных материалов в медицинских, исследовательских, промышленных и сельскохозяйственных целях. Все страны ЕС производят радиоактивные отходы, и 20 из них также управляют отработавшим топливом на своей территории.

В силу его радиологических свойств и потенциальной опасности, которую оно представляет, важно обеспечить безопасное обращение с радиоактивными отходами на всех этапах. Оно требует сдерживания и изоляции от людей и окружающей среды в течение длительного периода времени.

В ЕС был достигнут прогресс в безопасном удалении очень низкоактивных и низкоактивных отходов, и на данный момент Финляндия, Франция и Швеция выбрали участки для глубокого геологического захоронения средне- и высокоактивных отходов гражданских объектов. Вполне вероятно, что они откроют первые хранилища для этих видов отходов между 2024 и 2035 годами.

Директива по обращению с радиоактивными отходами и отработавшим топливом

Директива ЕС по обращению с радиоактивными отходами и отработавшим топливом 2011/70/Евратом требует, чтобы

  • Страны ЕС имеют национальную политику в области обращения с отработавшим топливом и радиоактивными отходами
  • Страны ЕС разрабатывают и осуществляют национальные программы обращения с этими материалами, включая захоронение всего отработавшего ядерного топлива и радиоактивных отходов, образующихся на их территории
  • Страны ЕС должны иметь всеобъемлющую и надежную структуру и компетентный и независимый регулирующий орган, а также механизмы финансирования для обеспечения наличия достаточных средств
  • Имеется общественная информация о радиоактивных отходах и отработавшем топливе и возможности для участия общественности
  • Страны ЕС представляют комиссии каждые три года (начиная с августа 2015 года) национальные доклады об осуществлении директивы, на основе которых комиссия подготовит доклад об общем осуществлении директивы и инвентаризацию радиоактивных отходов и отработавшего топлива, присутствующих на территории сообщества, а также о будущих перспективах
  • Страны ЕС проводят самооценку и приглашают международные экспертные обзоры своих национальных рамок, компетентных органов и/или национальной программы не реже одного раза в десять лет (к августу 2023 года)
  • Вывоз радиоактивных отходов для захоронения в страны, не входящие в ЕС, допускается только при соблюдении строгих условий.
Радиационная защита

В повседневной жизни мы подвергаемся воздействию различных источников ионизирующего излучения, например природных источников излучения, медицинских применений, промышленных практик, сточных вод ядерных установок, радиоактивных осадков в результате испытаний ядерного оружия и последствий ядерных аварий. Воздействие повышенного уровня ионизирующего излучения может быть вредным для здоровья человека. Поэтому сообщество Евратома стремится защитить своих граждан от опасностей, связанных с повышенным уровнем облучения.

Основные нормы безопасности

Сообщество Евратома установило набор базовых стандартов безопасности для защиты работников, представителей общественности и пациентов от опасностей, возникающих в результате ионизирующего излучения. Эти стандарты также включают чрезвычайные процедуры, которые были усилены после аварии на АЭС «Фукусима».
Основные стандарты безопасности обеспечивают:

  • защита работников, подвергающихся воздействию ионизирующего излучения, таких как работники атомной промышленности и других промышленных применений, медицинский персонал и те, кто работает в помещениях с радоном внутри помещений или в деятельности, связанной с природными радиоактивными материалами (норма)
  • защита представителей общественности, например, от радона в зданиях
  • защита медицинских пациентов, например, путем предотвращения несчастных случаев при радиодиагностике и лучевой терапии
  • ужесточение требований по обеспечению готовности к чрезвычайным ситуациям и реагированию на них с учетом уроков, извлеченных из аварии на АЭС «Фукусима».

Основные стандарты безопасности разрабатываются в консультации с группой научных экспертов в области общественного здравоохранения и, в частности, радиационной защиты.
Последняя директива по базовым стандартам безопасности вступила в силу 6 февраля 2014 года, и страны ЕС должны обеспечить ее соблюдение к 6 февраля 2018 года.

Готовность к чрезвычайным ситуациям и реагирование на них

В случае ядерной аварии быстрый и точный обмен информацией может иметь огромное значение для обеспечения безопасности людей. В соответствии с договором Евратома Европейская комиссия несет ответственность за оперативный обмен информацией. Она делает это через:

  • Европейское сообщество срочного обмена радиологической информацией (ECURIE), которое было создано для содействия раннему уведомлению и обмену информацией в случае радиологической или ядерной чрезвычайной ситуации. В нем принимают участие все страны ЕС, а также Швейцария, Норвегия, Черногория и Республика Северная Македония, и они должны незамедлительно уведомить комиссию, если они решат принять меры для защиты своего населения в случае чрезвычайной ситуации. Затем комиссия должна сделать это уведомление доступным для всех других членов.
  • Европейская платформа обмена радиологическими данными (EURDEP), которая предоставляет друг другу данные радиологического мониторинга из 38 европейских стран. В EURDEP участвуют все страны ЕС, а также Исландия, Норвегия, Россия, Швейцария, Турция, Республика Северная Македония, Украина, Азербайджан, Сербия и Беларусь. Данные EURDEP обычно предоставляются не реже одного раза в день. Данные доставляются не реже одного раза в час во время чрезвычайной ситуации. Публичные данные радиационного мониторинга доступны на публичном сайте EURDEP.
Транспортировка радиоактивных материалов

Все государства-члены ЕС производят радиоактивные отходы, которые поступают либо с таких объектов, как атомные электростанции и исследовательские реакторы, либо с таких видов деятельности, как применение радиоизотопов в медицине, промышленности, сельском хозяйстве, научных исследованиях и образовании.

Радиоактивные отходы — это любой радиоактивный материал в газообразной, жидкой или твердой форме, который больше не будет использоваться в стране происхождения или в стране назначения. Этот материал также должен контролироваться в качестве радиоактивных отходов регулирующим органом в соответствии с законодательной и нормативной базой стран происхождения и назначения. Физическое или юридическое лицо может решить, является ли материал радиоактивными отходами, но это решение должно быть принято странами.

Перевозка радиоактивных отходов и отработавшего топлива через импорт, экспорт и транзит — это обычная практика в ЕС, которая происходит регулярно.

Директива ЕС о перевозках радиоактивных отходов и отработавшего топлива (2006/117/Евратом) устанавливает систему предварительного разрешения на такие перевозки в Европе. Директива

  • требует от операторов уведомлять национальные власти о поставках радиоактивных материалов, которые отправляются из ЕС, проходят через него или попадают в него
  • позволяет странам ЕС отправлять отработавшее топливо друг другу на переработку и организовывать возврат полученных радиоактивных материалов
  • позволяет странам ЕС отправлять партии радиоактивных материалов, которые не соответствуют директиве, обратно в страну их происхождения
  • запрещается экспорт радиоактивных отходов в африканские, Карибские или тихоокеанские страны, в Антарктиду или в любую страну, которая не располагает ресурсами для безопасного обращения с ними.
Постоянная рабочая группа национальных экспертов

Для оказания помощи и консультирования Европейской Комиссии по перевозке радиоактивных материалов в 1982 году была создана постоянная рабочая группа национальных экспертов.

Эта группа по безопасной перевозке радиоактивных материалов в ЕС обменивается информацией о применении правил, касающихся перевозки радиоактивных материалов во всем мире, и вносит предложения в комиссию.

В своем пятом докладе (2006 год) они рекомендовали осуществить новую программу обеспечения безопасности перевозки радиоактивных отходов, охватывающую шесть основных областей:

  • поддержка международного обзора и пересмотра правил перевозки радиоактивных материалов и руководств по безопасности
  • укрепление охраны и безопасности при транспортировке радиоактивных отходов с учетом последних научно-технических достижений
  • прогресс в развитии готовности к чрезвычайным ситуациям и реагировании на них в целях предотвращения незаконного оборота радиоактивных материалов
  • оказание помощи новым странам ЕС в разработке и внедрении национальной нормативной инфраструктуры
  • содействие прозрачности путем предоставления информации общественности и средствам массовой информации
  • сокращение отказа от безопасных поставок радиоактивных материалов и устранение барьеров для конкуренции.
  • В сообщении комиссии (COM (2006) 102 final) был представлен пятый доклад группы Европейскому парламенту и Совету.

Горячее