Во Франции появился более экологичный способ получения водорода

По мере того, как Европейский Союз предпринимает новые шаги по превращению водорода в одно из экологически чистых видов топлива будущего, два французских промышленных гиганта заявляют, что нашли правильный проект по быстрому расширению зарождающейся отрасли.

Engie SA  и Air Liquide SA хотят построить солнечные фермы, достаточно большие, чтобы обеспечить энергией 450 000 домов в залитом солнцем Провансе Франции, с достаточным количеством электроэнергии, оставшейся для производства водорода электролизом воды. Часть чистого сжигаемого газа будет продаваться нефтеперерабатывающим заводам и производителям химикатов в Фос-сюр-Мер, что позволит сократить выбросы углекислого газа.

Проект HyGreen Provence позволит производить возобновляемый водород в гораздо больших масштабах, чем где-либо еще, и сократить выбросы CO2, поступающие от нефтеперерабатывающего и нефтехимического комплекса. Французский промышленный сектор потребляет около 1 миллиона тонн водорода в год, и правительство хотело бы, чтобы к 2028 году от 20% до 40% этого объема были свободны от углерода.

Но для этого компаниям нужны государственные субсидии. При производстве так называемого зеленого водорода, который производится с помощью электролиза воды и не выделяет CO2, он стоит примерно в три раза больше, чем паровой риформинг метана — процесс, используемый нефтеперерабатывающими заводами, который действительно производит парниковый газ.

BNEF прогнозирует стоимость производства зеленого водорода по сравнению с водородом, получаемым из природного газа

«Чтобы проект заработал, нам нужна поддержка со стороны государства и стимулы для компаний перейти на зеленый водород», — сказала Гвенаэль Эвис-Хюэ, глава отдела возобновляемых источников энергии Engie. — «Нам нужно масштабироваться до проекта значительных размеров, чтобы снизить затраты».

Поддержка ЕС

Европейский Союз заявил, что водородная промышленность выиграет от пакетов стимулов для оживления экономики своих государств-членов, которые сильно пострадали от пандемии коронавируса. Использование водорода также ускорит энергетический переход и поможет достичь цели блока стать углеродно-нейтральным к 2050 году. Эта поддержка дает компаниям уверенность в том, что они смогут производить конкурентоспособный по стоимости водород к концу десятилетия.

В 2018 году Франция выделила всего 100 миллионов евро (113 миллионов долларов) на субсидирование покупки автомобилей, работающих на водороде, но, как ожидается, в ближайшие месяцы она представит гораздо более амбициозный план.

«В рамках стимулирующего пакета мы будем массово инвестировать в исследования и производство водорода во Франции», — заявил министр финансов Франции Бруно Ле Майр. Это «может быть новая энергия», которая будет питать грузовики и поезда.

Первоначально проект HyGreen Provence будет связан с хранилищем соляной пещеры и газовой сетью и будет обеспечивать топливом местный парк электробусов и грузовиков. Его электролизная мощность будет увеличена до 250 мегаватт к 2026 году. Это позволило бы производить около 20 000 тонн чистого водорода каждый год, согласно Avice-Huet.

«Мы должны финансировать крупные пилотные проекты, чтобы продемонстрировать их жизнеспособность», — сказал Пьер-Этьен Франк, глава водородного бизнеса Air Liquide, второго по величине производителя промышленных газов в мире. 

Компания также добивается государственных субсидий на разработку крупных электролизеров для снабжения крупных потребителей, включая сталелитейщиков, и заводов по сжижению газа для транспортировки газа более мелким потребителям.

«Разработка цепочки поставок на основе жидкого водорода для транспортировки топлива конечным потребителям в местах, где строительство электролизера на месте не было бы конкурентоспособным, является ключевым моментом», — сказал Франк.

Пропорциональное увеличение

В глобальном масштабе началась гонка за увеличение объемов водорода. Air Products & Chemicals Inc. подписала соглашение с саудовскими партнерами о строительстве в королевстве водородного завода по производству аммиака стоимостью 5 миллиардов долларов. Он будет использовать электролизеры производства немецкой компании Thyssenkrupp AG и питаться от возобновляемых источников энергии. Американская компания планирует экспортировать аммиак для дальнейшей переработки в водород.

В Европе Германия недавно взяла на себя инициативу, представив план на 7 миллиардов евро (7,9 миллиарда долларов) для поддержки своей отечественной водородной промышленности. Страна нацелена на 5 гигаватт мощностей по производству зеленого водорода к 2030 году, которые удвоятся к 2035 году.

Много применений водорода

«Чтобы добиться экономии за счет масштаба, нам нужны очень крупные проекты», — сказал Лоран Карме, главный исполнительный директор компании McPhy Energy SA, французского производителя электролизеров и водородных зарядных станций.

Недавно компания была выбрана для установки 20-мегаваттного электролизера для производства чистого метанола в Нидерландах. Чтобы заменить процесс парового риформинга метана электролизом на стандартном нефтеперерабатывающем заводе или аммиачном заводе, вам нужно от 100 до 400 мегаватт мощности, сказал Карме.

«Важно увеличить масштаб», — сказал Франк в Air Liquide. — «Франция не может претендовать на то, чтобы быть чемпионом в этой области, если нет развития рынка, которое оправдывает инвестиции в продукты, которые будут как для иностранного, так и для французского рынков».

Елизавета Коробкова

Редактор ЭНЕРГОСМИ.РУ