Расширение американской коммерческой ядерной энергетики за рубежом может стать сильнейшим рычагом администрации Трампа против китайской гегемонии и российской экспансии на мировом рынке. Министерство энергетики США, возглавляющее национальную инициативу, идет по агрессивному графику — от пяти до семи лет — чтобы вывести на международный рынок новые перспективные ядерные реакторы для производства электроэнергии.
Планы Китая и России по экспансии в глобальный ядерный энергетический сектор представляют «значительный риск» для «экономики США, энергетической безопасности, внешней политики и национальной безопасности, а также для союзников», заявила д-р Рита Баранвал, помощник госсекретаря США по ядерной энергетике.
«США теряют свои конкурентные глобальные позиции мирового лидера в атомной энергетике перед государственными предприятиями России и Китая, которые недооценивают западных конкурентов».
Задолго до Covid-19 и метастазирующих антикитайских настроений, связанных с этим, президент Трамп говорил о Китае, его знаменитой инициативе «Пояс и путь» и угрозе, которую она представляет для национальной безопасности США. Он инициировал ряд защитных мер. Но год назад Трамп попросил своего министра энергетики Дэна Бруйетта собрать рабочую группу по ядерной энергетике, чтобы найти пути расширения атомной энергетики США в попытке конкурировать на глобальном уровне. Это была бы точка опоры дипломатического рычага.
В мае этого года Министерство энергетики опубликовало проект восстановления конкурентного преимущества Америки в ядерной энергетике — план преобразования американской атомной отрасли, печально известной массивными объектами, длительными сроками строительства, перерасходом средств и недовольным общественным мнением.
Несмотря на пандемию, беспорядки и волнения по всей стране, Бруйет и Баранвал, по-видимому, добиваются значительного прогресса по большинству мер. Баранвал запустила программу демонстрации усовершенствованных реакторов (ARDP) на сумму 230 миллионов долларов, в настоящее время призывающую частный сектор США подать заявку, чтобы продемонстрировать, что они могут построить более эффективные и доступные усовершенствованные реакторы меньшего размера, которые могут быть коммерчески доступны в течение пяти-семи лет. Заявки принимаются до 12 августа.
Баранвал говорит, что «она воодушевлена и приятно удивлена» уровнем интереса и квалификацией заявителей, многие из которых являются стартапами.
Помощник госсекретаря, который имеет докторскую степень в области материаловедения и инженерии, сказал, что ядро разрабатываемой технологии не является новым. То, что делает DOE, — это установление агрессивной временной шкалы для развития существующей базовой технологии, которая была исследована десятилетия назад.
Вашингтонские политики и идейные лидеры ухватились за это развитие событий. Вскоре после того, как Министерство энергетики опубликовало свой проект, Центр стратегических и международных исследований (CSIS) провел вебинар, посвященный динамике развития ядерной энергетики.
«Мы движемся вперед, чтобы гарантировать, что Соединенные Штаты восстановят свое лидерство в ядерной энергетике, опираясь на [свое] лидерство в области инноваций и передовых технологий», — сказалв Баранвал Центру стратегических и международных исследований во время недавнего вебинара.
Удивительно, но этот вопрос является двухпартийным, что дает ему дыхание для продолжения независимо от того, кто победит на президентских выборах в ноябре. В своем нынешнем энергетическом и экологическом плане бывший вице-президент и предполагаемый кандидат от Демократической партии Джо Байден включает ядерную энергетику и передовые реакторы в качестве приоритета для сокращения глобальных выбросов углерода.
Джон Котек, бывший директор штаба тогдашней комиссии президента Обамы по ядерному будущему Америки, сказал: «Мы видим растущее признание того, что сильная гражданская ядерная энергетика и экспортный сектор действительно способствуют нашей национальной безопасности, глобальному влиянию, торговому балансу. Он может создать десятки тысяч хорошо оплачиваемых рабочих мест».
Котек, который сейчас является вице-президентом Института ядерной энергетики по разработке политики и связям с общественностью, говорит: «Есть много причин хотеть иметь сильный ядерный сектор, и одна из этих причин — конкуренция и победа на мировом рынке».
Во времена администрации Обамы оправдание ядерной экспансии не основывалось на угрозе со стороны России и Китая. Котек сказал, что он приветствует приверженность Трампа защите национальной безопасности США и безопасности союзников США при поддержке американской атомной энергетики. Он считает, что глобальные усилия должны основываться на государственно-частном партнерстве. Хотя самый последний американский реактор был экспортирован более десяти лет назад, в 2007 году Котек сказал, что более половины мировых ядерных реакторов основаны на американской технологии.
Национальные лаборатории уже работают
«Наши национальные лаборатории играют решающую роль, возможно, наиболее важную в ядерной энергетике», — сказала Эшли Файнман, директор Национального реакторного инновационного центра (NRIC).
NRIC размещается в Национальной лаборатории штата Айдахо и позволит провести демонстрацию нового реактора и разработку американского универсального испытательного реактора.
«США действительно развили богатую инфраструктуру и накопили большой опыт в области исследований, разработок и демонстрации ядерных технологий во время первой волны развития ядерной энергетики, которая в значительной степени была обусловлена правительством», — говорит Файнман.
В течение примерно дюжины лет правительство США вкладывало деньги в исследования и разработки в области ядерной энергетики в национальных лабораториях Министерства энергетики США. Теперь правительство США будет использовать эти существующие платформы, ресурсы, материалы и экспертные знания, чтобы помочь коммерциализировать инновации частного сектора и вывести новые ядерные реакторы на мировой рынок.
«Вместо того, чтобы полагаться на каждую компанию для развития этих инфраструктурных возможностей, лаборатории позволяют стране инвестировать в платформы, которые могут поддерживать любые из этих инноваций частного сектора», — утверждает Файнман. — «У нас может быть постоянный темп инноваций. Это не одноразовое мероприятие. Инновации никогда не бывают разовыми».
Государственное финансирование ядерной энергетики увеличивается
План Министерства энергетики негласно дал указание Корпорации финансирования развития США (DFC), бывшей Корпорации зарубежных частных инвестиций, отменить устаревшую политику, которая не позволяла ей инвестировать в проекты ядерной энергетики за рубежом.
Несколько недель назад DFC сделала именно это. Её представители заявили, что «будут уделять приоритетное внимание поддержке передовых ядерных технологий на развивающихся и приграничных рынках, которые придерживаются самых высоких стандартов безопасности».
Министерство энергетики также указало на роль Экспортно-импортного банка США (EXIM Bank). В ноябре прошлого года республиканские и демократические законодатели согласились с просьбой президента Трампа о повторной авторизации Экспортно-кредитного агентства страны. EXIM Bank имеет лицензию на финансирование и содействие реализации продукции американского производства на экспорт. Forbes широко освещал долгосрочную ценность реавторизации, доказав ее полезность для глобальной ядерной энергетики.
Безопасно и надежно
По мере того, как США решительно движутся в сторону ядерной энергетики, д-р С.Т. Се, директор американо-китайского центра энергетических и экологических технологий в университете Тьюлейн, сказал, что в США есть то, чего нет у Китая и России, — самые высокие стандарты безопасности.
«США имеют лучшие показатели и стандарты для безопасной эксплуатации атомных электростанций; они должны играть решающую роль в глобальном расширении ядерной энергетики», — говорит Се.
«По мере того как новые, передовые конструкции реакторов разрабатываются и коммерциализируются здесь, в США и за рубежом, мы ожидаем, что наши отечественные поставщики и производители будут расти, чтобы удовлетворить потребности мирового рынка, причем все большая доля этих деталей, компонентов и товаров производится в Америке и поставляется американскими компаниями», — сказала Баранвал.
«Мы также считаем, что научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы [DOE] по разработке передовых производственных технологий и возможностей, которые позволят снизить стоимость и улучшить качество этих деталей, приведут большую часть этого рынка к нашему отечественному производственному предприятию», — сообщила Баранвал.
Большинство заинтересованных сторон в отрасли говорят, что создание международного рынка должно начаться сейчас.
«Трудной задачей для экспорта американских ядерных энергетических технологий будет статья 123, в том числе новое соглашение между США, Россией и Китаем», — сказал Се.
Статья 123 закона США об атомной энергии требует, чтобы любая передача ядерной технологии или материала из США другим странам осуществлялась в соответствии с пактом о мирном сотрудничестве с принимающими странами, с тем чтобы эти страны не могли использовать ядерную технологию для производства оружия, обогащения урана или переработки плутония из ядерных реакторов для разработки ядерного оружия.
Когда они были друзьями
Китайские официальные лица сообщили, что страна готова подписать новые соглашения с США и приветствует продолжение сотрудничества, а не враждебные отношения. Китай и США заключили Соглашение 123 около двух десятилетий назад под руководством помощника госсекретаря США по международным делам в администрации Клинтона Роберта Джи, ныне президента Gee Strategies Group в Вашингтоне.
Чжэн Дундун, директор департамента энергетических исследований Китая, сказал: «Расширение ядерной энергетики — это глобальная проблема, которую следует рассматривать с глобальной точки зрения».
Чжэн также является помощником генерального секретаря профессионального комитета по инвестициям в энергетику при инвестиционной ассоциации Китая, административного подразделения Министерства гражданских дел Китая, которое поощряет глобальные инвестиции в Китай.
Чжэн утверждает, что энергетические отношения с США не всегда были напряженными. В 2007 году Китай, Соединенные Штаты, Франция, Япония и Россия совместно создали Глобальное партнерство в области ядерной энергетики — многосторонние усилия по совместному использованию НИОКР передовых технологий ядерной энергетики, внедрению безопасных и надежных глобальных систем ядерной энергетики и содействию нераспространению.
«Это хорошая платформа и очень эффективное средство для укрепления глобального сотрудничества в ядерной энергетике», — сказал Чжэн.
В 2014 году американо-китайский Центр энергетических и экологических технологий Hsieh в Университете Тулэйн организовал международную поездку американских чиновников Министерства энергетики и законодателей Штатов, чтобы увидеть строительство первой китайской атомной электростанции с использованием американской передовой конструкции реактора Westinghouse AP1000 на атомной электростанции Саньмэнь в восточной части Китая.
«Но строительство в конечном итоге было отложено, потому что компания Shaw Group увидела, что Westinghouse близится к банкротству, и передала контракт на строительство компании Chicago Bridge & Iron», — говорит Се.
«Этот опыт оставил Китай неуверенным в строительстве новых объектов с использованием новой технологии AP1000. Затем Китай решил, что дальнейшее строительство будет основано на модифицированной конструкции CAP 1400», — сказал Се. — «Жители Саньмэня были в восторге от нового реактора. Это был бедный рыбацкий порт, и ядерная энергетика была его мечтой на протяжении 30 лет».
Чжэн утверждает, что тот, кто доминирует в технологии, ведет мир к глобальной ядерной энергии. Технология — это основная производительная сила. В то время как Франция и Япония все еще лидируют в мире по разработке передовых реакторов, все еще есть место для глобального лидера, добавил он. Чжэн признает, что технологии Китая отстают от технологий США, Японии, Франции и других стран, но «только с точки зрения стоимости».
С 2014 года американо-китайские отношения по ядерной энергетике превратились в конкурентные.
«Ядерный энергетический проект — это 80-летние отношения. Китайцы пользуются тем, что США полностью отсутствуют на растущем рынке ядерных реакторов», — сказал отставной контр-адмирал Майкл Хьюитт, генеральный директор Allied Nuclear.
Allied Nuclear — это базирующийся в США глобальный советник по ядерной энергетике, стартап, который помогает международным правительствам закупать ядерные технологии США, адаптировать финансирование и помогать странам в запуске ядерных энергетических программ.
«Во многих отношениях недавние опасения по поводу китайского технологического гиганта Huawei и его глобального расширения 5G вдоль «Пояса и пути» аналогичны нашим опасениям по поводу China General Nuclear Power Group и ее расширения», — сказал Хьюитт.
Хьюитт говорит, что новое партнерство в ядерной энергетике имеет решающее значение, но не то, которое включает Китай.
«Союзники США и развивающиеся страны хотят чистой энергии, но они также хотят энергетической безопасности; ядерная энергетика предлагает и то, и другое», — сказал Хьюитт. — «Но этими странами пользуются Китай и Россия, предлагая комплексные и сильно субсидируемые электростанции, которые идут с коварными условиями «строить — владеть — эксплуатировать» и хищническим финансированием».
Хьюитт сообщил, что Allied Nuclear разработала подход, который позволяет США и их союзникам конкурировать с соперничающими государственными конкурентами, лидируя с сильными сторонами американской промышленности и устраняя недостатки других поставщиков в цепочке поставок ядерной энергии. Хьюитт говорит, что его компания хочет помочь глобальным союзникам «держаться подальше от «долговых ловушек» и рисков национальной безопасности, создаваемых китайскими инвестициями в инициативу «Пояс и путь».
«Развитие инфраструктуры и энергетическая безопасность не должны идти в ущерб национальному суверенитету или финансовым интересам страны», — сказал Хьюитт.
Разрушающийся Альянс
Доверие США к Китаю ухудшилось из-за его агрессивной энергетической экспансии в развивающийся мир, а также кражи интеллектуальной собственности, которая распространяется на тиражирование запатентованных американских энергетических технологических инноваций. Администрация Трампа предприняла первые усилия, чтобы защитить страну от этих угроз.
В 2017 году Стратегия национальной безопасности США назвала Китай «стратегическим конкурентом США». Эта политика привела к регулированию администрацией Трампа экспорта американских ядерных технологий и помощи. В 2018 году администрация Трампа разработала и внедрила Рамочную политику США по гражданскому ядерному сотрудничеству с Китаем. В соответствии с этими рамками были усилены лицензирующие органы, чтобы Китай не мог отвлекать связанные с ядерной энергетикой технологии, материалы и оборудование США для военного использования или несанкционированных целей.
«Администрация Трампа не могла игнорировать последствия для национальной безопасности усилий Китая по получению ядерных технологий вне установленных процессов американо-китайского гражданского ядерного сотрудничества и в нарушение американского законодательства», — сказала Баранвал. Администрация заявила, что Китай ведет себя «неадекватно», и назвала Китай «страной риска», стремясь защитить американские инновации от кражи.
Баранвал говорит: «Расширение коммерческой ядерной энергетики с помощью инновационных технологий является одним из наших самых сильных рычагов, но это не единственный ресурс, который могут предложить США».
«У США есть и другие рычаги для управления, такие как непревзойденный опыт в американской ядерной цепочке поставок, разработки передовых видов топлива для нынешних и будущих технологий и надежная ядерная нормативная база», — добавила она.