Что означает водородная стратегия ЕС для ископаемых видов топлива?

ЕС обнародовал планы, сочетающие интеграцию энергетических систем с широким внедрением зеленого водорода, чтобы добиться системного отхода от ископаемого топлива как средства достижения своих энергетических и климатических целей.

Достижение своей цели обеспечения климатической нейтральности к 2050 году означает, что ЕС должен декарбонизировать свой энергетический сектор, ответственный за 75% выбросов парниковых газов. В то время как сегодня водород составляет менее 1% от энергопотребления ЕС, ЕС взял на себя историческое обязательство по созданию новой модели энергетической системы для достижения своих климатических целей.

Единственный способ достижения климатической нейтральности — это переход к «зеленым» технологиям, поскольку, хотя электричество может стать более экологичным, электрификация необходима для преобразования типа энергии, потребляемой в промышленности. Водород является ключевым энергетическим вектором, как и электричество, это энергоноситель без выбросов парниковых газов, связанных с его использованием. Он также имеет несколько энергетических и неэнергетических видов использования, от хранения возобновляемых источников энергии до заправки топливом тяжелого транспорта, а также поставщика энергии и сырья в энергоемких отраслях промышленности, таких как сталелитейный или химический секторы.

Ожидается, что модель для этого системного сдвига будет предложена стратегией ЕС по интеграции энергетических систем. Становится все более очевидным, что нынешняя модель (где потребление энергии в транспорте, промышленности, газе и зданиях происходит в «бункерах», каждый из которых имеет отдельные цепочки создания стоимости, правила, инфраструктуру, планирование и операции) не может обеспечить климатическую нейтральность к 2050 году экономически эффективным способом.

Новая стратегия сочетает в себе план электрификации с более круговой энергетической системой, но, самое главное, она признает, что есть сектора, где электрификация может быть проблемой. Здесь ЕС планирует продвигать чистые виды топлива, включая возобновляемый водород и устойчивое биотопливо и биогаз.

В рамках предусмотренной комплексной энергетической системы водород может способствовать декарбонизации промышленности, транспорта, производства электроэнергии и зданий по всей Европе. 

Действительно, генеральный директор Michelin Флоран Менего говорит«Водород — это идеальное решение для дальнобойных, тяжелых и коммерческих автомобилей. Экстенсивное развитие чистых водородных коридоров и экосистем станет огромным шагом на пути к устойчивой мобильности со значительными экологическими и экономическими выгодами».

 Фолькмар Деннер, председатель правления компании Robert Bosch добавил: «Водород является мощным стимулом для отраслевой интеграции. Она не должна ограничиваться конкретными секторами и предоставляться для целей мобильности, промышленности и теплоснабжения. Например, чистый водород позволит нам осуществлять отопление и охлаждение жилых помещений без использования ископаемого топлива для достижения целей Парижского соглашения».

Хотя широко признано, что водород может питать секторы, которые не подходят для электрификации и обеспечивают хранение для балансировки переменных потоков возобновляемой энергии, затраты остаются высокими. Для полной коммерциализации «зеленого водорода» требуется значительная поддержка и инвестиции, но это может быть достигнуто только при скоординированных действиях государственного и частного секторов на уровне ЕС. Водородная стратегия ЕС рассматривает, как преобразовать этот потенциал в реальность, посредством инвестиций, регулирования, создания рынков и исследований и инноваций.

Затраты на инновационные решения энергетических проблем должны быть интегрированы в способ функционирования энергетической системы. Необходимо создать новые связи между секторами и использовать технический прогресс. В планах — освоение возобновляемых источников водорода, производимых с использованием преимущественно ветровой и солнечной энергии. Однако в знак признания краткосрочных и среднесрочных проблем, связанных с энергетическим переходом, ЕС заявил, что для быстрого сокращения выбросов и поддержки развития жизнеспособного рынка необходимы другие формы низкоуглеродного водорода.

Хотя это краткосрочное принятие голубого и даже коричневого водорода входит в стратегию, четкий приоритет отдается возобновляемому водороду и четким и сжатым срокам развертывания. Хотя критики предположили, что разрешение получать водород из ископаемого топлива вызовет проблемы для климатических целей, если электролизеры будут следовать той же кривой затрат, что и наземный ветер и солнечная фотоэлектрическая энергия, энергетический рынок может быть настроен на другую трансформацию.

План состоит из трех этапов. Менее чем через 4 года ЕС поддержит установку по меньшей мере 6 ГВт электролизеров возобновляемого водорода (до примерно 1 ГВт сегодня), а также производство до одного миллиона тонн возобновляемого водорода. В период с 2025 по 2030 год этот показатель, как ожидается, вырастет до 40 ГВт возобновляемых водородных электролизеров и производства до десяти миллионов тонн возобновляемого водорода.

Для реализации своего видения ЕС также создал Европейский альянс по чистому водороду с участием лидеров отрасли, гражданского общества, национальных и региональных министров и Европейского инвестиционного банка. Альянс создаст инвестиционный трубопровод для расширения производства и будет поддерживать спрос на чистый водород в ЕС.

При запуске Стратегииисполнительный вице-президент по зеленой сделке, Франс Тиммерман заявил: «Стратегии, принятые сегодня, укрепят европейскую зеленую сделку и зеленое восстановление, и поставят нас твердо на путь декарбонизации нашей экономики к 2050 году. Новая водородная экономика может стать двигателем роста, чтобы помочь преодолеть экономический ущерб, причиненный Covid-19. При разработке и развертывании цепочки создания чистой стоимости водорода Европа станет глобальным лидером и сохранит свое лидерство в области чистых технологий».

Елизавета Коробкова

Редактор ЭНЕРГОСМИ.РУ