ENERGOSMI (ЭНЕРГОСМИ). Номер свидетельства СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63300

Москва поддерживает самую быстроразвивающуюся энергетическую компанию России

Москва поддерживает самую быстроразвивающуюся энергетическую компанию России

Спад, вызванный Covid, привел к снижению цен на нефть и газ до уровней, достаточно болезненных для большинства, если не для всех крупных производителей. В России кризис ударил по населению гораздо сильнее, чем по правительству – ведь у первого в большинстве случаев не было никаких (валютных) резервов, на которые можно было бы опереться в качестве буфера безопасности. Российские компании остаются где-то в середине шкалы страданий, большинство сократили капитальные затраты и отложили крупные проекты на пару лет вперед. НОВАТЭК, компания, едва известная западному миру 5 лет назад, которая превратилась в главного российского производителя и экспортера СПГ, сумела воспользоваться часто забытым, но все еще актуальным способом поддержания финансовых показателей компании на плаву — государственной помощью. Проект «Арктик СПГ-2» реализуется уже несколько лет. Во многом это естественное продолжение того, что НОВАТЭК начал с «Ямал СПГ» – завод по сжижению газа будет построен в арктических условиях, сразу за Обским заливом на западной стороне Гыданского полуострова. Накопив заметное присутствие на ранее недоиспользуемом Гыдане, НОВАТЭК может похвастаться массивной ресурсной базой – базовая подача корпуса будет исходить из месторождения Утреннее (иногда также называемого Салмановским), открытого в 1979 году, но из-за щедрости российского арктического газа до сих пор держится на заднем плане, поскольку Газпром скорее сосредоточен на полуострове Ямал. Запасы месторождения Утреннее составляют 1,1 трлн куб. м и могут быть дополнительно подкреплены 0,5 трлн куб. м Гыданского месторождения и другими активами в его окрестностях.

«Арктик СПГ-2» станет крупнейшим российским проектом за последние 15 лет, предполагаемая стоимость проекта — $21 млрд. Он уже обеспечил участие нескольких международных нефтегазовых компаний — традиционный союзник Total получил 10% акций вместе с CNPC, CNOOC и японским консорциумом JOGMEC/Mitsui. На удивление теплый 2019/2020 гг., несмотря на депрессию цен Covid и внутреннюю российскую экономическую апатию, «Арктик СПГ-2» до сих пор не испытывал никаких задержек (по сравнению с другими будущими проектами НОВАТЭКа, как мы увидим ниже) — первая линия мощностью 6,6 млн т в год должна быть введена в эксплуатацию в 2023 г., за ней следуют вторая и третья по мощности в 2024 и 2026 гг. .

Экспорт ямальского СПГ по континенту в 2018-2020 гг. (млн тонн СПГ)

Воодушевленный успехом «Ямал СПГ» (прежде всего в Европе, как видно из графика), «Арктик СПГ-2» также привлек множество покупателей. Помимо акционеров НОВАТЭК подписал предварительные договоры купли-продажи с Vitol, Repsol, Saibu Gas, Petronet и другими компаниями. Несмотря на то, что эти SPA не являются обязательными по своему характеру, они выполняют обещание НОВАТЭКа о том, что половина его права на добычу будет выделена долгосрочным партнерам до ввода в эксплуатацию «Арктик СПГ-2». При одновременном развитии двух перевалочных терминалов — в зависимости от того, будут ли грузы плыть в Европу или Азию, ледокольные перевозчики класса «Дуга-7» будут доставлять объемы «Арктик СПГ – 2» в Мурманск или на Камчатку — НОВАТЭК выглядит вполне подготовленным к задачам предстоящего десятилетия.

Но тут начинается самое интересное. По данным СМИ, российское правительство окажет помощь НОВАТЭКу в освоении арктического СПГ-2, выделив ему в 2020-2021 годах 36 млрд рублей ($0,5 млрд). Это помимо того, что Кремль берет на себя 25% Камчатского перевалочного узла СПГ ($0,3 млрд из предполагаемых $1,2 млрд) и финансирует также незначительную часть Мурманской перевалки. Само собой разумеется, что участники проекта «Арктик СПГ-2» будут пользоваться «традиционной» поддержкой, такой как отсутствие экспортной пошлины и освобождение от уплаты налога на добычу полезных ископаемых в течение первых 12 лет производства, поскольку почти 40% затрат на добычу возьмет на себя правительство. Это было бы, пожалуй, понятно, если бы НОВАТЭК был государственной компанией, но номинально это не так – единственным рычагом государства над ним является 10-процентная доля «Газпрома».

Некоторая государственная помощь может даже не считаться таковой из-за ее неочевидного характера. Например, любой входящий или выходящий перевозчик СПГ будет использовать Северный морской путь, управление которым входит в компетенцию российского атомно-энергетического холдинга «Росатом». Когда «Росатом» выкапывает акваторию арктического СПГ-2 и соединительный канал доступа, государственная помощь проекту может быть незаметна. Следует отметить, что прибыль НОВАТЭКа в первом квартале 2020 года упала в отрицательную зону, что вынудило российскую компанию сократить капитальные затраты на этот год на 20%. На этом фоне и без каких-либо других параллельных СПГ-проектов со стороны крупнейших российских нефтяных компаний российские власти рассматривают НОВАТЭК как единственный реальный путь к достижению поставленной цели — войти в тройку мировых лидеров по производству СПГ.

В темных закоулках деятельности НОВАТЭКа остается негласное соглашение с российским правительством о том, что Москва будет финансировать грандиозные проекты компании при условии, что она стремится покрыть все расходы, связанные с ними. По причинам, выходящим за рамки очевидных, это не могло быть выполнено с «Ямал СПГ», но стало чем-то вроде проблемы с оборудованием «Арктик СПГ-2» — модули для 3 линий, которые будут расположены на шельфе с использованием бетонных гравитационных конструкций, должны были быть произведены в России, но в конце концов выяснилось, что они будут построены на заводе Mcdermott’s Qingdao в Китае. Теперь единственная надежда на повышение локализации заключается в заявленном Siemens обещании производить компрессоры для 3-й линии в России, что может объяснить несколько мягкий срок её ввода в эксплуатацию.

В то время как «Арктик СПГ-2» двигался по первоначальному плану, частично поддерживаемый тем, что правительство России считает его стратегическим проектом (недавно включенным в комплекс федеральных целевых программ, предусматривающих использование средств Фонда национального благосостояния), следующий этап стратегии НОВАТЭКа — терминал сжижения Обского СПГ мощностью 5 млн т в год к югу от «Ямала СПГ» — был перенесен на 2024-2025 годы. Основная причина кроется в том, что российская компания испытывает ряд трудностей, связанных с введением в эксплуатацию собственной технологии сжижения Arctic Cascade. Изначально речь шла о трубопроводах поставщиков, не рассчитанных на низкие температуры в Ямало-Гыданском регионе, однако масштаб задержек вызвал ряд вопросов относительно применимости Арктического каскада для производства СПГ «Обский».

Горячее