Фондовый всплеск Nikola превращает гендиректора Марка Рассела во второго миллиардера водородного автопроизводителя

Первая неделя торгов Nikola Motor, отмеченная в понедельник 104%-ным всплеском, а затем 24%-ным падением в течение двух дней, увеличила состояние основателя Тревора Милтона и создала еще одного миллиардера при запуске водородного грузовика: нового генерального директора Марка Рассела. 

Рассел, который был президентом и операционным директором в средне-западном промышленном конгломерате Worthington Industries до присоединения к Nikola в феврале 2019 года, держал акции и опционы в компании, основанной в Фениксе, стоимостью чуть более $1,3 млрд по состоянию на 12 июня, оценивает Forbes. Милтон, который является крупнейшим акционером Nikola, завершил неделю с чистым капиталом в размере $7 млрд. Акции компании выросли на 5,8% до $64 в торгах Nasdaq.

Марк Рассел

При поддержке инвесторов, которые включают в себя частный капитал Blackstone Group BX, ValueAct и европейского производителя коммерческих автомобилей CNH Industrial CNHI. Быстрое включение  Nikola в Nasdaq в этом месяце (путем обратного слияния с VectoIQ) — самый смелый дебют на Уолл-стрит для стартапа в сфере высоких технологий со времен Tesla. Компания рассчитывает получить миллиарды долларов дохода от продажи и аренды футуристических 18-колесных автомобилей и пикапов, которые не выделяют загрязнения из выхлопной трубы. 

Потенциальный конкурент Tesla Илона Маска в электрических грузовиках (который судится за нарушение дизайна), Nikola собрал около $600 миллионов до своего листинга в Nasdaq, чтобы начать производство своих водородных полуфабрикатов на заводе в Кулидже, штат Аризона. Первоначально компания будет поставлять электрическую батарею Nikola Tre Semis, построенную в партнерстве с подразделением Iveco CNH в Германии, для продажи в Европе и США в 2021 году. Она также готовится объявить о создании отдельного производственного альянса с неназванной автомобильной компанией для производства пикапа Badger.

Рассел стал генеральным директором Nikola в этом месяце, после обратного слияния с VectoIQ, в то время как Милтон перешел на роль исполнительного председателя. Основатель Nikola, который покинул колледж на первом курсе, недолго работал на Рассела в Уортингтоне, который обеспечивал раннее финансирование Nikola. Рассел также был бизнес-наставником дерзкого 38-летнего предпринимателя Милтона. 

«У меня были грандиозные мечты о том, чтобы превратить Тревора в корпоративного менеджера, который продержался примерно столько же, сколько и в колледже», – говорит Рассел в интервью 2019 года. 

Тревор Милтон

Милтон сказал в интервью, что ему нужна опытная рука, чтобы помочь построить и запустить свой стартап и нанять Рассела, чтобы стать президентом Nikola в прошлом году. Он сохраняет этот титул в дополнение к должности генерального директора.

У Nikola есть заказы на грузовики на сумму $ 10 млрд от компаний во главе с Anheuser-Busch. По оценкам компании, продажи вырастут с $150 млн в 2021 году до $3,2 млрд к 2024 году по мере роста производства. В 2024 году Nikola планирует продать или сдать в аренду 7000 единиц аккумуляторных батарей и 5000 грузовиков с водородными топливными элементами, согласно подаче заявки SEC. Так, компания может привлечь дополнительные $700 млн в период с конца 2021 года до начала 2022 года. Строительство водородных станций для своих грузовиков, которые будут производить чистое топливо из воды и возобновляемой электроэнергии, составит почти $1 млрд с 2022 по 2024 год.

Технология топливных элементов, которая делает электричество в химической реакции, включающей водород и кислород с единственным водяным паром в качестве побочного продукта, существует с 1960-х годов, но более ранние итерации были слишком дорогостоящими и недостаточно долговечными для тяжелого ежедневного использования. Это резко изменилось за последнее десятилетие, а затраты на материалы и топливные баки неуклонно снижались по мере развития технологии. Хотя промышленный водород обычно получают из природного газа, новые методы получения «зеленого» водорода из воды и электроэнергии от солнечных или ветровых электростанций сделали это топливо гораздо более привлекательным для экологических регуляторов в Калифорнии, Европе, Японии, Южной Корее и Китае.

Елизавета Коробкова

Редактор ЭНЕРГОСМИ.РУ