Заброшенный сектор отопления

На отопление приходится более 50% конечного потребления энергии. Таким образом, сокращение выбросов, возникающих в результате отопления зданий, будет иметь огромное значение для климата. Какие стратегии реализуются для реализации этого потенциала в Германии и Великобритании? Исследование, проведенное Институтом перспективных исследований устойчивости (IASS), показывает, что обе страны могли бы сделать гораздо больше для смягчения последствий изменения климата в секторе отопления.

В последние годы политика перехода к энергетике была сосредоточена на сокращении выбросов углерода в результате производства электроэнергии. Отопительный сектор сыграл лишь незначительную роль, несмотря на то, что на тепловую энергию приходится более половины конечного энергопотребления, а на электроэнергию – только четверть. Таким образом, сокращение выбросов углерода при отоплении зданий стало бы важным вкладом в смягчение последствий изменения климата. В рамках исследования, опубликованного в журнале Energy Research & Social Science, группа исследователей из Института перспективных исследований устойчивости (IASS) проанализировала трансформационный потенциал немецкой и британской политики декарбонизации теплового сектора.

По мнению авторов, достижение сокращения выбросов в этом секторе зависит не только от повышения эффективности существующих технологий. Это требует фундаментальной трансформации систем отопления, включая технологические, социальные и институциональные изменения. Государственная политика играет важнейшую роль в стимулировании этого трансформационного процесса. Опираясь на концепцию трансформационной экологической политики (TEP) в качестве аналитической основы, авторы оценивают трансформационные амбиции государственной политики в сфере теплоснабжения в обеих странах.

«Будучи двумя крупнейшими экономиками в Европе с почти одинаковыми требованиями к отоплению, Германия и Великобритания поддаются сравнению управления отопительным сектором», — объясняет Леонард Франк, ведущий автор исследования. 

Обе страны также подпадают под общие рамки европейской директивы по энергоэффективности, которая уделяет большое внимание отоплению зданий.

Изменение курса еще не произошло

«Наш анализ политических стратегий обеих стран показывает, что ни одно из правительств не приближается к раскрытию всех трансформационных потенциалов, подразумеваемых в концепции TEP, которая служила ориентиром для нашей оценки», — отмечает Франк, который в настоящее время базируется во Фрайбургском университете. 

Ни одна из этих стран не располагает достаточными инструментами – законами, программами поддержки или нормативными мерами, – которые позволили бы ей систематически создавать и использовать возможности для инвестиций в низкоуглеродистую отопительную инфраструктуру.

Как объясняет Фрэнк, хотя политические инструменты для поэтапного отказа от ископаемого топлива, в отличие от стандартов строительства с нулевым выбросом углерода, в значительной степени негибки, «такие элементы стратегии необходимы для переориентации действующих лиц от установленной технологии использования ископаемого топлива».

В пользу более стратегических стимулов

Именно поэтому авторы рекомендуют правительствам ввести обязательство по поэтапному отказу от высокоуглеродистого отопления, возможно, в сочетании с целевыми показателями восстановления строительных запасов. Эти меры должны быть включены в последовательность запланированных политических мероприятий. Это может позволить открыть текущий рынок тепла и продвинуть процесс трансформации в низкоуглеродный сектор отопления. 

«В рамках стимулирующих пакетов, призванных помочь экономическому восстановлению после коронакризиса, гранты для покрытия расходов на установку тепловых насосов и проведение энергетической реконструкции могли бы придать значительный импульс этому процессу», — говорит Райнер Кицов, который возглавлял исследование в IASS.

Германии было бы неплохо принять британский подход к развертыванию инструментов в соответствии с переходными этапами. В Великобритании социальные инновации, такие как систематическое развертывание консультативных услуг, должны быть включены в стратегию (в настоящее время она существует только в Шотландии), возможно, опираясь на опыт Германии. Аналогичным образом, профессиональная подготовка должна быть направлена на декарбонизацию в качестве одного из элементов переориентации стратегии.

Кроме того, в Соединенном Королевстве необходимо укрепить обязательства по поэтапному отказу от использования нефтегазового отопления для достижения декарбонизации сектора отопления. Одним из шагов в этом направлении могло бы стать восстановление целевых показателей реконструкции строительных фондов.

Елизавета Коробкова

Редактор ЭНЕРГОСМИ.РУ