Водородная стратегия ЕС: от промышленного сырья к энергетическому вектору

Самые смелые стратегии восстановления позволят инвестировать значительные средства в новые, еще не запущенные технологии чистой энергии. Если вам придется потратить сотни миллиардов долларов, чтобы оживить свою экономику, не лучше ли заменить старое новым, а не поддерживать то, от чего вам все равно скоро придется отказаться? Седрик Филиберт из Центра энергетики и климата IFRI подводит итог своему подробному отчету, который обосновывает необходимость чистого водорода. Хотя производственные затраты снижаются, крупномасштабный спрос все еще будет необходим, чтобы сделать его экономически эффективным. Это говорит о политике, гарантирующей клиентам поддержку со стороны транспортной и распределительной инфраструктуры, а также чистые электрические мощности для производства водорода. Непосредственными крупными потребителями (для получения водорода в качестве исходного сырья) могут быть топливные нефтеперерабатывающие заводы и (через аммиак и метанол) сельское хозяйство, горнодобывающая промышленность и промышленность, сокращающая свои углеродные затраты. Подсоединение к энергетическому сектору посредством объединения секторов с газовой инфраструктурой может стать целью на 2035 год. Филибер объясняет, что поддержка водородных кластеров , основанных на фактических данных дорожных карт и демонстрационных проектов понадобится для накопления знаний в Европе и реализации полного потенциала чистого водорода.

В настоящее время существует понимание того, что более широкое использование чистого водорода в будущем может стать важным средством для достижения декарбонизации европейской экономики.

Надежная, экономически эффективная европейская водородная стратегия может стать основой плана экономического восстановления ЕС, который должен, в соответствии с «зеленой сделкой», ускорить декарбонизацию европейских экономик.

Задача предстоящей стратегии ЕС состоит в том, чтобы определить наиболее важные будущие виды использования экономически эффективного чистого водорода и обеспечить рациональное расширение масштабов деятельности за счет эффективных схем государственной поддержки и системных подходов, способствующих значительному сокращению расходов. Также будут иметь значение возможности максимизации экономических выгод для европейской экономики в плане создания рабочих мест, создания стоимости и конкурентоспособности. И, конечно же, эффективное обезуглероживание.

Европейская водородная промышленность в настоящее время в значительной степени созрела для прогрессивного расширения, которое должно быть запланировано на ближайшие 20 лет.

Несколько проблем

Хотя чистый водород будет незаменим, он сопряжен с техническими и экономическими проблемами.  Существует бесспорный потенциал для снижения, но стоимость и доступность энергозатрат, систем транспорта и распределения, а также благоприятная политическая среда имеют значение не меньше, чем простое увеличение.

Водород в Японии и Южной Корее

ЕС должен будет оценить стратегии, разработанные другими странами. Япония и Южная Корея имеют надежные промышленные стратегии, которые стимулируют интенсивное использование углерода в автомобильном, жилом и энергетическом секторах при сильной общественной поддержке. Декарбонизация не всегда является основной целью.

Польза от водорода
  • Текущий спрос на водород в топливных нефтеперерабатывающих заводах и на производство аммиака и метанола для целей сельского хозяйства, горнодобывающей промышленности и промышленности находится на вершине возможного спроса на чистый водород.
  • Кроме того, сталелитейное производство в промышленном подсекторе, скорее всего, создаст значительный спрос на чистый водород в дополнение к переработке лома.
  • В транспортном секторе чистый водород может использоваться главным образом для дальних автомобильных перевозок и автобусов. Дальнемагистральные грузовики и автобусы могут потребовать значительного количества чистого водорода, с некоторыми дополнениями от других наземных транспортных средств, хотя европейские автопроизводители отдают приоритет аккумуляторным электромобилям и легким транспортным средствам. Для транспортных средств на водородных топливных элементах и вспомогательных инфраструктур задача заключается в снижении затрат за счет масштабирования и массового производства.
  • Глубоководное судоходство является подотраслью, в которой аммиак в качестве топлива, скорее всего, создаст значительный дополнительный спрос на водород. Авиация — это подотрасль, которая может потребовать больших объёмов чистого водорода в различных формах, если только не будет обеспечено масштабное и более конкурентоспособное возмещение выбросов с помощью поддающегося проверке хранения углерода.
  • Чистый водород может быть использован для достижения полной декарбонизации энергетического сектора в качестве межсезонного варианта, через соединение сектора с газовой инфраструктурой — но это, вероятно, не потребуется до 2035 года.
Варианты получения чистого водорода

Чистый водород можно главным образом произвести от электролиза воды с низкоуглеродистым производством электроэнергии, паровой конверсии природного газа с улавливанием и хранением углерода и пиролиза природного газа.  Чистое производство водорода связано с затратами/проблемами: поэтому необходимо тщательно определять и расставлять приоритеты в будущем.

Стратегия ЕС

Разумная водородная стратегия для ЕС должна быть разработана на начальном этапе:

  • Оценка всех имеющихся справочных исследований и международных изменений с точки зрения системных выгод и издержек, определенностей и неопределенностей, первичных и вторичных приоритетов, сроков, а также сильных и слабых сторон европейской промышленности;
  • Постепенное и экономически эффективное использование чистого водорода в тех областях применения, где он обладает потенциальным доказанным преимуществом перед конкурирующими решениями для декарбонизации, позволяет оценить преимущества каждого вида применения в пересчете на EUR/CO2 при различных допущениях;
  • Поддержка водородных кластеров на городском или территориальном/региональном уровнях производства, спрос и распределение могут быть эффективно организованы в системы, которые позволяют масштабировать, создавать рабочие места, снижать затраты и декарбонизацию;
  • Организация масштабирования спроса и конкуренции за поставки через регулирование, IPCEIs (важный проект, представляющий общий европейский интерес) в обеспечении ясности в отношении будущих потребностей/сроков;
  • Разработка дорожных карт и демонстрационных проектов для чистых водородосодержащих растворов, где возможность получения водорода, доказывающего превосходство раствора для декарбонизации, достаточно высока;
  • Защита заинтересованных сторон водородной промышленности ЕС на всех уровнях и размерах от внешних поглощений;
  • Обеспечить равные условия для использования экологически чистых водородных и богатых водородом видов топлива и сырья как внутри ЕС, так и за его пределами, когда существует глобальный рынок и конкуренция, с помощью инструментов регулирования и/или механизма регулирования углеродных границ .

Елизавета Коробкова

Редактор ЭНЕРГОСМИ.РУ