Что будет означать поэтапный отказ Германии от угля для углеродного рынка ЕС?

Когда Германия в конечном итоге закроет свои угольные электростанции, миллионы кредитов на загрязнение CO2 будут выброшены в систему торговли выбросами ЕС, угрожая привести к краху углеродного рынка ЕС. 

Германия наконец-то согласовала дорожную карту по закрытию своих угольных электростанций, которые производят в общей сложности 42 ГВт электроэнергии – все к 2038 году.

В связи с планируемым поэтапным отказом встал вопрос о том, что делать с неиспользованными сертификатами выбросов CO2, которые имеют право получать электростанции.

Нынешний законопроект теперь содержит то, что требовало большинство экспертов: Германия отменит выпущенные сертификаты и, таким образом, снимет их с углеродного рынка ЕС, схемы торговли выбросами (ETS).

«По крайней мере, в краткосрочной перспективе это единственно логичное решение», — сказал Майкл Пале, научный сотрудник Потсдамского института исследований воздействия на климат (PIK).

«Эффект водяной кровати»

Но это не совсем так просто, потому что поэтапный отказ Германии от угля оказывает значительное влияние на европейский рынок и может привести к резкому росту выбросов в других странах.

Причиной этого является так называемый «эффект водяного матраса»: если цены на CO2 упадут в результате более низкого спроса, это будет стимулом для загрязнителей покупать кредиты на рынке и выбрасывать больше, вместо того чтобы стремиться сократить выбросы.

Это означает, что если неиспользованные сертификаты не будут удалены в достаточном количестве, “это не будет делать ничего, кроме переноса выбросов с электростанций на авиакомпании и промышленность”, — сказал Жиль Дюфран, сотрудник по вопросам политики в Carbon Market Watch, экологической НПО.

Министр окружающей среды Германии Свеня Шульце знает об этом и поэтому выступает за отмену немецких сертификатов.

«Если мы закроем электростанции и выбросы просто пойдут в другие страны, вся система будет сведена к абсурду», — сказал политик-социал-демократ (СДПГ).

Цены на CO2

Чтобы предотвратить это, ЕС создал резерв стабильности рынка (MSR) в 2015 году. В соответствии с этой системой, 24% неиспользованных надбавок извлекаются из рынка каждый год и отменяются в целях сокращения избыточных кредитов загрязнения.

Но многие эксперты считают, что этой сети безопасности будет недостаточно для поглощения избытка кредитов на загрязнение, поступающих от запланированного закрытия угольных заводов в Европейском Союзе. На данный момент 14 из 27 стран-членов ЕС, которые вскоре станут членами ЕС, разработали дорожную карту по поэтапному отказу от угля.

По данным компании Carbon Market Watch, эти запланированные поэтапные отказы позволят выпустить 2,2 миллиарда сертификатов излишков в течение десяти лет. Но в то время как государствам-членам ЕС разрешается аннулировать сертификаты, поскольку они закрывают электростанции, Пале не считает это подходящим решением в долгосрочной перспективе.

«Отмена бронирования — это сложный процесс. Если все страны сделают это, то будет создана нормативно-правовая база, которая поставит под угрозу дальнейшее развитие торговли квотами на выбросы в долгосрочной перспективе. Мы должны найти европейское решение этой ситуации», — сказал Пале.

По мнению Пале, такое решение может повлечь за собой установление минимальной цены на сертификаты CO2. Если уровень цен достаточно высок, то это может также предотвратить «эффект водяного матраса», что означает, что больше не будет необходимости в исключении сертификатов на национальном уровне.

Однако такое предложение не получило большинства в Брюсселе, по крайней мере на данный момент. Даже Франс Тиммерманс, исполнительный вице-президент Комиссии по европейской зеленой сделке, сказал на своем слушании в парламенте ЕС, что он не видит “никаких преимуществ в введении минимальной цены”.

Поэтому эксперты призывают к созданию коалиции желающих, к чему Франция уже давно стремится. В декабре девять государств-членов ЕС выступили с заявлением в пользу ценового коридора в СТВ ЕС, в то время как Германия воздержалась.

Миллиарды меньше доходов для государства

Тем не менее, Пале считает, что Германия направила важный сигнал другим государствам-членам ЕС, приняв решение об удалении своих сертификатов сейчас.

«Это показывает, что мы не просто закрываем наши электростанции, но и рассматриваем негативные последствия для ETS ЕС – и платим, чтобы предотвратить их. Это имеет огромное европейское политическое значение для дальнейшего развития ETS», — сказал Пале.

Однако удаление сертификатов также означает финансовые потери для Германии. Государственная казна действительно может потерять €5 млрд. от продажи сертификатов на аукционе, считает исследователь.

Оценки варьируются в зависимости от количества сертификатов, которые будут выпущены в результате поэтапного отказа Германии от угля. Действительно, часть угольных электростанций, которые сейчас отключаются, будут заменены газовыми установками, которые по-прежнему будут требовать сертификаты.

По некоторым оценкам, экономия углерода может составлять от 150 до 250 миллионов тонн CO2. Министерство экономики Германии в ближайшее время выпустит два экспертных заключения о том, какую часть общего баланса будет охватывать этот переход.

На европейском уровне обсуждение вопроса о том, как следует адаптировать СТЭ с учетом запланированного поэтапного отказа от угля, будет вскоре возобновлено. По данным Еврокомиссии, предложение о реформе ETS будет внесено не позднее июня 2021 года.

Елизавета Коробкова

Редактор ЭНЕРГОСМИ.РУ