Электромобильное планирование, ценообразование, интеллектуальная зарядка: кто может опередить Европу?

В конце октября министры и генеральные директора по энергетике и мобильности из пятистороннего региона (Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Франция и Германия собрались вместе, чтобы понять, как электромобильность может ускорить энергетический переход. Сокращение выбросов транспортных средств — это одно, но огромное количество «батарей на колесах» также может обеспечить быстрое расширение сети. IRENA была одним из экспертов, и их анализ говорит, что интеллектуальная зарядка может сократить инвестиции в распределительные сети, необходимые для поглощения EVs, от 40% до 90%. Однако нужна инфраструктура и политика, считают Дольф Гилен и Франсиско Бошелл из IRENA, а также Гай Ленц, координатор ЕС и международной энергетической политики для Люксембурга. Их обзор конференции охватывает очень широкий круг вопросов, от зарядной инфраструктуры (государственной и частной), разрешения на планирование, трансграничной совместимости, ценообразования, которое работает как для бизнеса, так и для потребителей, утилизации батарей, до перспектив медленной зарядки и меньшего количества автомобилей. Пятисторонние производители, такие как Volkswagen и Renault, уже инвестируют миллиарды, поэтому политики должны начать опережать игру.

В состав пятистороннего энергетического форума входят страны Бенилюкса (Бельгия, Нидерланды, Люксембург), Франция и Германия. В последние годы к обсуждению присоединились Австрия и Швейцария. Форум на протяжении последних 15 лет был проектом и флагманом в области интеграции электроэнергетического рынка и успешно работал в тесном сотрудничестве по преобразованию регионального энергетического сектора. В этом году, под председательством Люксембурга в Союзе Бенилюкса, работа расширилась до транспортного сектора с акцентом на электромобильность.

Президиум организовал совещание министров в сотрудничестве с секретариатом Бенилюкса и Международным агентством по возобновляемым источникам энергии (IRENA) 21-22 октября. Министры и генеральные директора по энергетике и мобильности из пятистороннего региона обсудили стратегии ускорения процесса передачи энергии посредством электромобилизации. Председательствовал на конференции министр энергетики и территориального планирования Люксембурга Клод Турмес.

«Эта конференция была уникальной в том плане, что впервые два различных аспекта были объединены в рамках обсуждения региональной политики на высоком уровне. С одной стороны, у нас было пространственное измерение, чтобы использовать региональное сотрудничество для ускорения развития электромобильности. С другой стороны, мы привлекли межотраслевое измерение, чтобы узнать точку зрения от производителей автомобилей, электроэнергетического сектора и субъектов развития инфраструктуры (точек зарядки) и работать с согласованным подходом, основанным на общих целях”, — сказал он.

В этом контексте четыре сессии были посвящены внедрению электромобилей, зарядной инфраструктуре, взаимосвязи между электромобилями и возобновляемыми источниками энергии и созданию благоприятных политических рамок.

Продажи электромобилей растут

Первый аспект, который обсуждался — это рост рынка. Пятисторонний регион является мировым лидером в области электромобилей с 730 000 электромобилей в эксплуатации (подключаемые гибриды и полностью аккумуляторные электромобили). Это составляет около 12% мирового парка электромобилей. К 2025 году ожидается рост до 4-5 миллионов автомобилей. В 2019 году в среднем 2,8% продаж в пятистороннем регионе составляют электромобили, доля которых растет из года в год на протяжении последнего десятилетия. В ближайшие десятилетия ожидается быстрый рост.

Более амбициозные цели

Такие страны региона, как Франция и Нидерланды, ставят перед собой амбициозные цели поэтапного прекращения продаж двигателей внутреннего сгорания к 2030-2040 годам. Люксембург планирует увеличить долю электромобилей с менее чем 1% до 40% к 2030 году. Уже сейчас ясно, что Германия не достигнет своей цели в 1 миллион EV в 2020 году. Интересным примером является Швейцария, где вместо установления целевых показателей применялось формирование консенсуса и диалог, что дало хорошие результаты. Валлония была единственным регионом, где не было целей развертывания.

На конференции было подчеркнуто, что соответствующие меры политики в области электромобилей могут оказать быстрое воздействие на рынки. В апреле 2019 года Европейский парламент и Совет приняли постановление (ЕС) 2019/631, которое устанавливает стандарты эффективности выбросов CO2’ для новых легковых автомобилей и новых легких коммерческих автомобилей в ЕС после 2020 года. Начиная с 2021 года, средний целевой показатель выбросов для новых автомобилей в масштабах всего парка ЕС составит 95 г CO2 / км. Такой лимит CO2 позволяет использовать электромобили как единственный доступный в настоящее время вариант соблюдения этого лимита, но электричество, питающее эти автомобили, должно быть возобновляемым. Поэтому внедрение электромобилей должно идти рука об руку с более быстрым проникновением возобновляемых источников энергии в электроэнергетический комплекс.

Забота потребителя: цена, ассортимент, утилизация аккумуляторов

В результате этой политики европейские автопроизводители, такие как Volkswagen и Renault, сделали огромные инвестиции в коммерциализацию новых моделей электромобилей, которые являются более доступными и с повышенной автономностью. Основное внимание уделяется решению двух основных проблем потребителей вокруг электромобилей, стоимости EVs по сравнению с обычными автомобилями и беспокойства о дальности вождения. Дополнительная озабоченность владельцев автомобилей, упомянутая в ходе обсуждений, связана с воздействием производства и утилизации батарей. Было отмечено, что существуют подходы к производству и утилизации, включая вторичный срок службы и рециркуляцию, батарей на устойчивой основе; однако существует настоятельная необходимость в нормативном пакете на европейском уровне по передовой практике управления батареями.

Автобусы, фургоны, грузовики

На мероприятии также обсуждались автобусы и грузовые автомобили с четкой стратегией электрификации городских автобусов и фургонов доставки, но разделились мнения относительно перспектив электрических длинномерных грузовиков. Но некоторые производители были уверены, что это путь вперед в сочетании с массивными зарядными станциями мощностью 2 МВт.

Общественные зарядные станции

Вторым аспектом является новое требование к зарядной инфраструктуре для такого перехода. Сегодня 75-80% всех операций по зарядке происходит дома или в офисе. Потребуется много усилий, чтобы дополнить это Общественной зарядной инфраструктурой. Сегодня в регионе насчитывается 123 000 общественных зарядных станций, а соотношение автомобилей к зарядным станциям составляет около 8:1. Если это соотношение будет сохранено, потребуется около миллиона общественных зарядных станций.

Сегодня для общественных станций преобладает зарядка в 22-50 кВт, но явно прослеживается тенденция к быстрой зарядке (50-150 кВт) или даже сверхбыстрой зарядке (> 150 кВт).  Очевидно, что многие лица, принимающие решения, предвидят в будущем аналогичную систему для современных заправочных станций, в то время как операторы точек зарядки (CPOs) ищут новые бизнес-модели, чтобы сделать экономическое обоснование для медленной зарядки в общественных городских местах, таких как торговые центры или общественные парковки.

Эта дискуссия о типе и расположении пунктов взимания платы находится в центре внимания как государственного, так и частного секторов, поскольку решения об инвестициях должны приниматься в ближайшее время и в широких масштабах. Процедуры планирования установки общественных пунктов взимания платы часто сложны и требуют нескольких месяцев. Это не соответствует массовому развертыванию в ближайшие пять лет.

Первостепенное значение имеет также удовлетворение потребностей потребителей в зарядке. Зарядка электромобилей должна быть простой, прозрачной и удобной для владельцев электронных автомобилей, путешествующих по всей Европе.  Сегодняшняя общественная зарядная инфраструктура стала основной причиной беспокойства потребителей. Главной проблемой стала недостаточная информация о близлежащих зарядных станциях, пробелы в охвате зарядных станций и особенно несовместимые и непонятные платежные системы. Это, безусловно, та область, где правительства должны действовать в качестве всеобщего блага, а не выгоды для поставщиков услуг по взиманию платы.

Домашняя и офисная зарядка

Что касается домашних и офисных систем взимания платы, то выдача разрешений для арендаторов является серьезным препятствием. Особенно в городах, где много автомобилей припарковано на дороге, зарядка может быть проблемой для дальнейшего расширения. В нескольких местах было введено право устанавливать зарядные пункты рядом с домом или офисом, но этого недостаточно для полномасштабного перехода. Были подняты некоторые вопросы, касающиеся будущей потребности в автомобилях. Автономное вождение транспортных средств и более эффективная интеграция видов транспорта с помощью общих информационных систем могут снизить потребность в владении автомобилем, особенно в городах.

Интеллектуальная зарядка обеспечивает быстрое расширение сети

Третий аспект, который был обсужден, — это интеграция электромобилей и переход энергетического сектора, так называемая интеллектуальная зарядка. Недавний доклад IRENA иллюстрирует, как неконтролируемая зарядка электромобилей может усилить нагрузку на распределительные сети, что приведет к крупным инвестициям в укрепление местных сетей. Г-н Дольф Гилен, директор Центра инноваций и технологий IRENA, объяснил на конференции, что анализ показывает, как подходы к умной зарядке, которые адаптируют циклы зарядки с помощью динамического ценообразования и цифровых технологий, могут сократить инвестиции в распределительные сети, необходимые для поглощения электромобилей от 40% до 90%.

В ходе обсуждений компании рассказали о своих демонстрационных проектах, но внимание со стороны политики пока ограничено.  Это может быстро стать проблемой.

“В то время как стимулы для интеллектуальной зарядной инфраструктуры существуют, например, во Франции, фактическое развертывание зависит от рыночных стимулов, и «умность» должна быть лучше определена, чтобы действительно воспользоваться преимуществами «батарей на колесах». Потенциал огромен: к 2025 году емкость автомобильного аккумулятора на дороге может составить более трети от ежечасной мощности генерации в регионе», — сказал г-н Гилен.

Нидерланды — Южная Франция

Что касается областей сотрудничества, то появилась возможность совместимой инфраструктуры взимания платы по основным маршрутам через несколько стран, например “route do soleil” из Нидерландов в Южную Францию.

Обсуждение позволяет сделать некоторые общие выводы для пятистороннего региона, Бенилюкса и IRENA и ее государств-членов:

  • Транспортная революция продолжается и электромобиль будет играть ключевую роль.
  • Правительствам отводится важная роль в содействии созданию необходимой инфраструктуры зарядки и обеспечении возможности интеллектуальной зарядки.
  • Важно работать с соседними странами для обеспечения совместных усилий.
  • Решение проблем рынка зарядки в настоящее время является более высоким приоритетом, чем беспокойство по дальности.
  • Потребительские потребности должны быть в центре планов развертывания зарядной инфраструктуры, что делает опыт вождения электронного автомобиля комфортным по всей Европе.
  • Необходимы дополнительные усилия для обеспечения инфраструктуры, которая готова к смарт-зарядке.
  • Пятисторонний регион с его политикой и промышленным лидерством может продвигаться вперед более быстрыми темпами, чем остальная Европа, прокладывая путь для следующего этапа транспортной и энергетической трансформации.
  • IRENA призвана сыграть свою роль в обмене передовым опытом между странами и продолжать консультировать по ключевым аспектам, которые должны быть предусмотрены директивными органами для успешного внедрения электромобильности в сочетании с их планами использования возобновляемых источников энергии. IRENA готова сотрудничать со своими членами в решении этих проблем.

Елизавета Коробкова

Редактор ЭНЕРГОСМИ.РУ