ENERGOSMI (ЭНЕРГОСМИ). Номер свидетельства СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63300

Быстрая либерализация внутреннего рынка газа Китая

Быстрая либерализация внутреннего рынка газа Китая

Амбиции Китая в отношении угля и газа приводят к большим изменениям на его внутренних газовых рынках, говорится в докладе «Стремление Китая к голубому небу: удивительная трансформация внутреннего газового рынка» Центра энергетики и климата IFRI, автором которого является Сильви Корно-Гандольф. Чтобы справиться с удвоением спроса на газ к 2030 году, рыночные реформы либерализуют рынок газа. Никто не хочет повторения зимних дефицитов 2017-18 годов. И загрязнение воздуха, по сравнению с изменением климата, является еще одним важным приоритетом. В этой статье есть объяснение, как конкуренция будет лучше отражать реальные издержки и выявлять ключевые узкие места рынка: неразвитую систему транспортировки и хранения газа и отсутствие стимулов для инвестиций. Рынки восходящих и средних поставок также начинают открываться. Возникающее в результате этого понижающее давление на цены должно еще больше повысить спрос на газ в долгосрочной перспективе. Но до полной либерализации системы еще очень далеко. И даже если доля газа во внутреннем энергобалансе удвоится и достигнет 15% к 2030 году, она все равно будет отставать от угля и нефти.

Газовая промышленность Китая вступает в новую эру. Спрос на природный газ в Китае резко вырос на фоне государственной кампании, которая поощряет переход от угля к газу. Всего за два года Китай добавил 75 миллиардов кубометров к мировому спросу на газ, что эквивалентно британскому газовому рынку, второму по величине европейскому рынку.

Несмотря на неуклонный рост, китайская добыча газа не смогла справиться с таким огромным увеличением спроса, и импорт газа также вырос.

Бум спроса на газ обусловлен политикой. Борьба с загрязнением воздуха и ускорение перехода от угля к газу в промышленном и строительном секторах были его ключевыми факторами. Изменение климата не было прямым драйвером бума спроса на газ, но переход от угля к газу также помог снизить углеродоемкость Китая. В перспективе растущее признание роли природного газа в борьбе с плохим качеством воздуха и изменением климата создает основу для оптимистичного прогноза спроса Китая на газ.

Переходя к чистой, низкоуглеродистой, безопасной и эффективной современной энергетической системе, китайское правительство поставило перед собой четкую цель сделать природный газ третьим по величине источником энергоснабжения после угля и нефти, с долей 10% во внутреннем энергобалансе к 2020 году и 15% к 2030 году против 7,8% в 2018 году.

Газовый рынок Китая вступил в новый золотой век, который может увеличить спрос на газ примерно до 600 млрд кубометров к 2030 году с 280 млрд кубометров в 2018 году. Страна возглавит рост мирового спроса на газ и станет вторым по величине рынком газа уже к 2025 году. Перспективы спроса являются блестящими, при условии, что отечественная добыча природного газа растет, наряду с возможностями хранения, и что зависимость от импорта остается на приемлемом уровне для директивных органов.

Сезонность китайского спроса на газ является серьезной проблемой. Несмотря на рост добычи и резкий рост импорта, зимой 2017-18 гг. в Северном Китае наблюдался серьезный дефицит газа. Это выявило ключевые узкие места китайского газового рынка: слаборазвитую систему транспортировки и хранения газа и отсутствие адекватных стимулов для инвестиций в газовую отрасль. Газовый кризис не привел к срыву политики перехода от угля к газу, но изменил темпы и способы ее осуществления, причем с учетом строгого планирования.

Нехватка газа стала катализатором для принятия краткосрочных мер по смягчению дисбаланса спроса и предложения газа в зимний период, ускорению строительства ключевых объектов инфраструктуры и укреплению и повышению безопасности поставок газа. Заглядывая вперед, более высокая емкость хранилищ и лучшая взаимосвязанность передающей сети повысят безопасность поставок зимой и сгладят сезонность импорта СПГ Китаем.

Нехватка газа также стала катализатором активизации реформ газового рынка в целях улучшения рыночной конкуренции и обеспечения безопасности поставок газа. Нисходящий рынок был либерализован, и началась полная рыночная конкуренция. Китайские политики ввели новые цены на газ для бытовых потребителей, чтобы решить проблему перекрестного субсидирования между клиентами и лучше отразить затраты на закупки. Торговля на биржах поощрялась.

Однако в сегментах верхнего и среднего течения степень конкуренции по-прежнему остается низкой. Растущий спрос на газ оказывает все большее давление на быстрое реформирование этих сегментов. Принципиальным шагом стало создание национальной трубопроводной компании — независимого оператора нефтегазотранспортной системы. Этот шаг будет способствовать использованию сети передающих трубопроводов третьими сторонами, позволяя все большему числу игроков выходить на рынок и способствуя развитию конкуренции.

В результате это будет способствовать росту поставок газа, высвобождению потенциала для новых поставщиков газа из недр и, возможно, окажет понижающее давление на цены, сделав природный газ более доступным для конечных потребителей и еще более повысив спрос на газ в долгосрочной перспективе. Но до полной либерализации системы еще очень далеко. Стратегическая роль национальных нефтяных компаний в цепочке поставок газа, как ожидается, останется доминирующей.

Горячее