На выставке Cabex-2019 редактор и специальный корреспондент RusCable.Ru и ЭНЕРГОСМИ.РУ Александр Дементьев устроил настоящий допрос для Павла Морякова — генерального директора ЗАО «МКМ» (Группа компаний «Москабельмет», г. Москва).
Павел Валерьевич, рад вновь вас видеть на интервью RusCable.Ru на Cabex 2019. Скажите, какой основной продукт вы представляете на своем стенде в этот раз?
Добрый день! В этот раз мы представляем точно также наш продукт ТЭВОКС, только теперь к этому замечательному продукту добавилось две буквы «Рв». То есть мы стали делать еще одну модификацию ТЭВОКС – это ТЭВОКС с изоляцией из этиленпропиленовой резины на напряжение от 1 кВ до 35 кВ. Поэтому, на сегодняшний момент это наш новый продукт, который мы представляем на нашем стенде.
А основной потребитель ТЭВОКС Рв?
Основной потребитель ТЭВОКС Рв – это, как ни странно, Московский метрополитен, только в части ремонта. Не в части новой прокладки, потому что на новую прокладку мы используем наш классический ТЭВОКС, который был представлен в 2017 году. Это ремонты в метрополитене и, соответственно, это нефтянка, то есть всё, что идет под нефтянку. В данном случае ТЭВОКС Рв на 10 кВ, созданный совместно с «Газпромом». У нас планируются поставки начиная со следующего года, уже 10 кВ. В этом году мы поставляем 1 кВ с этиленпропиленовой резиной и со специальным термоэластопластом, который позволяет прокладывать кабель при -45 °C. А в следующем году будет такое же решение, единственное отличие – что там будет -35 °C и напряжение 10 кВ.
Павел Валерьевич, сталкивались ли вы с проблемами при входном контроле материалов для кабельной продукции?
Мы постоянно с этим сталкиваемся, потому что используем только проверку плотности. Но когда мы отдаем на более серьезные испытания, то видим, что не всегда пластикаты, которые к нам приходят, порою даже уважаемых поставщиков, совпадают с заявленными химическими параметрами.
У вас не было мысли по созданию собственной испытательной лаборатории, нацеленной на проверку всех входящих материалов?
Это очень дорого. Я считаю, что здесь должно быть разделение по принципу конвейера. Есть поставщик пластикатов, который должен отвечать за качество, которое он делает, и есть производитель кабеля, который должен отвечать за весь кабель в целом. И создавать еще одну дорогостоящую лабораторию я не хочу.
Получается, с поставщиками пластикатов работа строится исключительно на доверии?
Да.
Как тогда бороться с контрафактом именно в плане поставки материалов, если очень мало возможностей и способов по факту проверить продукцию, которая поставляется?
Для начала надо сделать единый ГОСТ, который, к сожалению, до сих пор не сделан. Это основная проблема отрасли производства пластикатов. И, к сожалению, научные институты, которые в данном случае должны этим заниматься, они от этого открещиваются. Пока не будет нормативного документа, просить о чем-то производителей пластикатов я просто не имею права. Они все работают по разным ТУ. Есть ТУ ВНИИКП, есть ТУ собственного производства заводов.
Это как с мороженым. Вы приходите в магазин, и у вас есть выбор: либо взять мороженое по ГОСТу, либо взять мороженое по ТУ. Но это честно. У нас сейчас нет такой возможности. То есть у меня всё по ТУ. И что он туда положит – это только на его усмотрение. Поэтому сначала надо начинать с нормативных документов.
Применяется ли на производстве «Москабельмет» инновационный сплав из алюминия, и как он себя показал в производстве и в продаже?
Инновационный сплав применяется уже очень давно. Мы начали производство совместно с «Русалом» еще в 2014-2015 годах (точно не помню). И на сегодняшний момент мы активно поставляем данный кабель для строек. Пока что не у всех застройщиков, но у ключевых, которые идут по Москве. Объемы несопоставимы с медными, но это и понятно, потому что только в том году закончили нормативную базу, всё подвели. Есть изменения в ГОСТе, в ПУЭ, изменения в руководстве по монтажу и по эксплуатации. Поэтому мы видим для себя активное развитие – где-то 2020-2021 год, когда пойдет реновация, и именно на тот момент будет основной рост этой продукции. А на текущий момент мы как завод переработали за 2018 год 1000 тонн данного сплава 8176. Я согласен, что меди перерабатывается в разы больше, но для нового продукта, который вышел на рынок в конце 2017-го — начале 2018-го, это хороший результат.
Какие у вас основные ожидания в 2019 году? Вы видите более положительную динамику относительно продаж по сравнению с 2018 годом?
Хочется отметить очень сильное влияние «Честной позиции», потому что сейчас пошел тренд на возвращение к качеству. Клиенты со скрипом, но все-таки берут качественный продукт. Это очень радует. Надеюсь, этот тренд сохранится.
То, что я вижу, к чему нужно стремиться – к цифровизации. Нам надо наши предприятия делать цифровыми. Индустрией 4.0. Можно это называть автоматизацией, цифровизацией. Но пора перемещаться немножко в будущее. На сегодняшний момент мы запустили у себя полное штрихкодирование продукции. То есть теперь у нас весь кабель, который выходит с производства, имеет штрих-код. Это удобно, потому что теперь вы можете поднести сканер в телефоне, либо переносной, либо стационарный, и сразу узнать, что это за кабель, когда он выпущен, какая длина, какая марка. При желании мы можем дополнительно зашивать информацию. Но это уже шаг вперед. Во-первых, это защита от контрафакта. Все наши штрих-коды занесены в систему ГС-1. Это мировая система выдачи штрих-кодов. То есть это не штрих-код, который формируется где-то в системе, а это штрих-код из мировой системы. Он уникален, его нельзя подделать. На этом мы сейчас будем акцентировать: «Вот, пожалуйста, наши барабаны», потому что очень часто идет подделка. Конечно, это не защищает. Можно взять барабан, перемотать его на другой, прилепить «шильдик», но это затруднительно. Не у каждого есть перемоточный станок, второй барабан, время.
То есть более-менее какая-то дорожная карта и ресурсы для перехода на цифровизацию в Индустрии 4.0 на производстве группы компаний у вас имеются?
Да. Скорее всего, мы пригласим вас как портал осветить этот переход. С 28 марта запускается полное штрих-кодирование по операциям. То есть все полуфабрикаты будут перемещаться автоматически. Выдача суточных заданий уже будет идти с терминалов. И этот момент мы бы хотели осветить и показать. Это не Индустрия 4.0, потому что Индустрия 4.0 предполагает под собой еще и роботизацию. Но на сегодняшний момент все кабельные заводы, которые есть в России, не роботизированы, и это невозможно сделать. Поэтому это будет усеченная Индустрия 4.0 в понимании кабельщика.
Но своего рода это всё равно будет инновация на рынке?
Да.
Как думаете, вашему примеру последуют остальные производители?
Да. Мы точно знаем, что «Камский кабель» делает точно такую же систему. Про остальных ничего не могу сказать.
Если вся промышленность будет ориентироваться на его передовиков, то в какие сроки примерно можем ожидать, что вся кабельная продукция у нас будет именно так маркироваться?
Это зависит от той информационной базы, которая у вас есть. То есть можно же наносить штрих-код и вручную. То есть можно залезать на этот сайт, руками забивать, и можно посадить двух низкооплачиваемых специалистов, которые будут всё это делать. А можно сделать это всё в автоматическом режиме. Всё зависит от желания. Маркировать всё штрих-кодами можно быстро, но если ты хочешь, чтобы это был автоматический режим, то это потребует, как минимум год-полтора, в лучшем случае.
Павел Валерьевич, расскажите, пожалуйста, про успехи компании в плане экспорта в ушедшем году. Были ли какие-то определенные успехи достигнуты, новые планки?
Мы вышли на новый для нас рынок – Армению. У нас была поставка в Киргизии. Это, наверное, два топовых события за 2018 год. В остальном мы остались на том же самом уровне. То есть мы не выходим на страны Европы, не выходим на страны Азии, а остаемся именно в странах СНГ. Пока что нас это устраивает, и мы не видим какого-то взрывного роста, каких-то возможностей для больших поставок именно в такие высокоразвитые страны.
Какой сегмент именно в номенклатуре всей продукции группы компаний востребован более всего? В той же Армении.
Павел Моряков: В Армении – кабель с бумажной пропитанной изоляцией. То есть классический кабель продолжает жить, несмотря на все невзгоды, все прогнозы, потому что он дешевле. А так как мы все находимся в ситуации экономии, то это является порою самым главным.
При создании оригинального конструктива кабеля ТЭВОКС подразумевалось ли его усовершенствование в виде именно ТЭВОКС Рв? То есть это было в последнее время исполнено?
Это было рождено недавно. Было связано с тем, что именно Московский метрополитен в лице эксплуатирующей организации, которая занимается ремонтами, выбрал этот кабель. И мы были ориентированы на них. То есть мы не хотели выходить на рынок ЭПР, но, к сожалению, если заказчик хочет, если его не устраивает ТЭВОКС в том исполнении, в котором мы сделали, мы всегда слышим заказчика, это наше основное отличие, потому что мы, как некоторые говорят про нас, бутик, куда вы можете прийти и выбрать ту продукцию, или мы создадим вам ту продукцию, которая вам необходима. Мы работаем так. Если клиент хочет этиленпропиленовую резину, то мы обязаны это сделать.
На какой стадии находится сейчас марка этого кабеля?
Все испытания уже пройдены. У нас уже есть поставки, есть уже положительные отзывы. Буклеты лежат на нашем стенде. Можно прийти, посмотреть. Образцы нарезаны. Можно прийти и пощупать их.
Есть ли у технологов компании наметки на будущие инновационные продукты? В какую сторону вы бы хотели двигаться?
В этом году мы взяли небольшой перерыв, поэтому все новинки будут разрабатываться, начиная с августа, потому что очень много продуктов, которые сейчас нужно от стадии раскрутки продвинуть к продаже. Сейчас всё сконцентрировано на этом. Поэтому у нас запланированы обновления. Анонсирование новых продуктов, на август-сентябрь этого года.
Могли бы вы, обращая взгляд на 2018 год, назвать его успешным для компании в финансовом отношении?
Да. Этот год был как минимум в два раза лучше, чем 2017 год, и в пять раз лучше, чем 2016 год. Я надеюсь, 2019 год пройдет не хуже, чем 2018 год.
За счет чего вы добились такой динамики?
Мы сконцентрировались на удовлетворении потребностей клиентов. Это быстрый ответ, это предложение аналогов, и это подборка необходимого кабеля, то есть те сервисы, которые не всегда оказывают большие компании. То есть мы немножко в этом плане переформатировались. Да, у нас иногда остаются долгие сроки производства. Но за счет того, что клиент приходит и получает необходимые условия в самом начале, то есть ему подбирают кабель, консультируют по цене, на что его можно заменить, решают его проблемы… Мы часто делаем бесплатно пилотные партии. Даже если это не стреляет, все равно клиент потом приходит и заказывает у нас какой-то другой кабель. В этом, я считаю, основной успех.
Павел Валерьевич, большое спасибо вам за это интервью! Приятно было с вами вновь пообщаться.
Ну, когда вы уже все прочитали, посмотрите видеоверсию)
Ну и конечно, галерея с Cabex-2019