ENERGOSMI (ЭНЕРГОСМИ). Номер свидетельства СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63300

Долги за электроэнергию непромышленных потребителей в 2017 году выросли на 10%

Розничные потребители электроэнергии, прежде всего население и управляющие компании из сектора ЖКХ, наращивают задолженность перед поставщиками. Только за апрель долги выросли почти на треть и к концу мая превысили 264 млрд руб. Энергетики призывают власти к ужесточению платежной дисциплины и переходу на работу по прямым договорам. В Минэнерго отвечают, что уже разрабатывают новые меры и «дорожные карты».

Федералы не платят

По состоянию на 21 мая задолженность участников розничных рынков составила 264,14 млрд руб., увеличившись с начала года на 39,8 млрд руб. В апреле рост задолженности на розничном рынке составил, по данным мониторинга НП «Совет рынка», 28,6%.

Наибольший рост долгов зафиксирован в категории непромышленные (10,5%) и бюджетные потребители (6,8%). В общей структуре задолженности на долю непромышленных потребителей приходится 51%, населения — 19,3%, бюджетных потребителей — 8,9%.

Рост задолженности на розничных рынках в отрасли объясняют, в частности, низким уровнем расчетов в Северо-Кавказском федеральном округе, нецелевым расходованием собранных с населения средств предприятиями ЖКХ и постоянным банкротством последних без возможности взыскания с них накопившихся долгов.

В Минэнерго также выделяют общие макроэкономические факторы, обуславливающие тяжелое финансовое положение промышленных предприятий, длительное согласование объемов поступающих денежных средств потребителям, финансируемым из бюджетов различных уровней.

Иная ситуация на оптовом рынке. По состоянию на 1 июня 2017 года общая задолженность участников оптового рынка составила 63,4 млрд руб., снизившись с 22 мая 2017 года на 1,2 млрд руб. На оптовом рынке в настоящее время действует система финансовых гарантий.

Если потребитель не погашает задолженность в полном объеме в три контрольные даты (4, 21 и 28-е числа каждого месяца), то на следующий месяц он обязан предоставить банковскую гарантию, покрывающую его месячный объем потребления. В случае если он ее не предоставит, доступ к оптовому рынку будет закрыт. «Подобная мера оказалась крайне действенной», — считает президент ООО «Русэнергосбыт» Михаил Андронов.

На розничном рынке такого механизма нет. Здесь собираемость платежей в среднем по стране достигает 93,9% с учетом оборачиваемости от трех до шести месяцев.

Вовремя оплачивают счета за услуги ЖКХ порядка 60–65% населения, остальные — через несколько месяцев, отмечает Андронов.

Основные «генераторы» и накопители задолженности по-прежнему управляющие компании (УК) в ЖКХ, отмечает Марианна Кобякова, директор по работе с дебиторской задолженностью «ЭнергосбыТ Плюс».

По ее словам, зачастую деньги за использование энергоресурсов они направляют на другие цели, при этом осуществлять работу с должниками среди населения не хотят.

Дебиторская задолженность потребителей тепловой и электрической энергии компании «ЭнергосбыТ Плюс», которая работает в 16 регионах страны, включая Республику Коми, Мордовию, Оренбургскую область, Самару и другие, превышает 78 млрд руб., из которых 22 млрд руб. — долги за электроэнергию, 56 млрд руб. — за тепло.

Долги клиентов «Мосэнергосбыта» в Москве и области к 1 мая превысили 14,8 млрд руб. Из них долг населения составляет 3,8 млрд руб., в том числе 2,1 млрд руб. — у жителей Московской области.

Перечень УК, ТСЖ, ЖСК Москвы, накопивших по итогам первого квартала 2017 года задолженность свыше 1 млн руб., занимает три страницы. В лидерах антирейтинга Троицкий и Новомосковский, Центральный и Южный административные округа столицы. Причем два последних нарастили свою задолженность с прошлого года примерно на 10 млн руб. каждый.

Кроме того, растет задолженность бюджетных потребителей разных уровней из-за недостаточности планирования лимитов бюджетных обязательств.

«Ссылаясь на отсутствие бюджетных лимитов, нам перестали платить многие федералы, а глядя на них, и муниципальные бюджеты «осваивают» методы и способы уклонения от оплаты за потребленные энергоресурсы», — сетует Кобякова. В «РусГидро» также выделяют среди своих должников организации Минобороны, МВД и других структур, финансируемых из федерального бюджета.

Ситуация с неплатежами в отдельных особо «проблемных» регионах (например, СКФО, Архангельская область) находится на отдельном контроле Минэнерго, правоохранительных органов и местных властей.

Штрафы не помогают

К бытовым неплательщикам меры начинают применяться при задолженности, вдвое превышающей норму месячной оплаты. Вначале абоненту поступают телефонные обращения, направляется претензия с напоминанием о задолженности и необходимости ее погашения, а затем, в случае ее непогашения, направляется предупреждение, поясняют в «Мосэнергосбыте».

Если в течение 20 календарных дней с момента получения предупреждения оплата не поступает, должник включается в график ограничения режима потребления электроэнергии. За два-три дня его информируют о планируемом ограничении и напоминают о необходимости внести оплату.

Однако если на нерадивого пользователя и это не подействовало, то в намеченную дату неплательщику ограничивают энергоснабжение. При этом юридические лица, которые несвоевременно оплачивают потребленную электрическую энергию, могут быть отключены при отсутствии оплаты задолженности уже за один расчетный период.

Кобякова также напоминает, что с 1 января 2016 года вступил в силу закон об укреплении платежной дисциплины потребителей энергоресурсов, который предусматривает повышение пеней, в том числе и для населения, начиная с четвертого месяца долга.

«Какую-то часть (населения) они, конечно, дисциплинировали, а тем, кто не платит и ведет паразитический образ жизни, все равно, какой размер штрафа ему будет начислен», — отмечает она.

Для кардинальной смены ситуации необходимо изменить «правила игры», уверен президент «Русэнергосбыта».

«По всему миру уже внедряются предоплатные системы за услуги ЖКХ, такие как сейчас используются в мобильной связи. В частности, наши европейские акционеры из корпорации ENEL занимались внедрением подобной технологии по всей Италии. Сейчас эта система блестяще работает и позволила значительно снизить уровень задолженности», — подчеркивает он.

Проблемные УК

Практически все энергосбытовые компании констатируют, что одни из самых проблемных потребителей — это управляющие компании, которые направляют денежные средства населения, собранные за тепловую и электрическую энергию, не на оплату услуг снабжающих организаций, а по своему усмотрению.

«Всем известны проблемы, возникающие в отопительном периоде, например, в Ижевске (Удмуртия), где долг по УК/ТСЖ составил 1,7 млрд руб. Сложно прогнозировать зиму в Екатеринбурге, где общая задолженность за тепловую энергию составляет 9,4 млрд руб. В Перми — 11,9 млрд руб., Самаре — 9 млрд руб.», — сетует Кобякова.

При этом взыскать долги с таких организаций очень сложно: многие предприятия ЖКХ быстро банкротятся, особенно по окончании отопительного сезона.

Кроме того, подчеркивают энергетики, у собственников предприятий ЖКХ (администраций районных и муниципальных образований) отсутствует ответственность перед ресурсоснабжающими организациями в случае передачи имущества в аренду.

Так, к примеру, арендовавшая котельную компания в течение сезона может поставлять тепло жителям ближайших домов, пользуясь услугами сбытовой компании и собирая деньги с населения, а потом обанкротиться, оставив неоплаченными счета энергетиков. И в итоге энергия продана, деньги получены, собственник котельной ни при чем, энергетики — считают убытки. А обанкротившиеся компании нередко затем всплывают уже под другим именем.

Усугубляет ситуацию то, что УК относятся к категории неотключаемых потребителей наряду с другими объектами социального обеспечения, включая медицинские, образовательные и дошкольные учреждения, объекты водоснабжения, канализации и т.п.

На «неотключаемых» потребителей энергоресурсов необходимо налагать административную ответственность, а в некоторых, особенно вопиющих, случаях и уголовную, подчеркивает Кобякова, признавая, правда, что «это очень трудоемкий процесс и пока его эффективность с точки зрения получения денег вызывает больше вопросов».

Необходимо установление в нормативных актах признаков, по которым возможно определять правопреемственность фирм, которые приходят на смену должникам,

подчеркивают в пресс-службе «РусГидро», в состав которого входят энергосбытовые компании, работающие на Дальнем Востоке, в Чувашии, Красноярском крае, Якутии и других регионах.

Кобякова также считает, что необходимо ужесточение мер воздействия на недобросовестные управляющие компании и ТСЖ за нарушение законодательства о расщеплении платежей в адрес ресурсоснабжающих организаций, вывод денежных средств, невыполнение функций, возложенных на них ЖК, при этом нужна административная ответственность руководителя УК вплоть до полной дисквалификации.

Энергетики уверены, что решить проблему поможет в том числе переход на прямые договоры и расчеты населения с поставщиками тепла и энергоресурсов. Причем решение о переходе на прямые отношения должно наступать автоматически в том случае, если УК не выполняет свои обязанности и имеет задолженность перед поставщиками.

Опять заплатит потребитель

Так как государство регулирует тарифы на электроэнергию, то гарантирующий поставщик вправе при расчете необходимой валовой выручки включать расходы на формирование резерва по сомнительным долгам, поясняют в пресс-службе «РусГидро».

В конечном счете это приводит к увеличению нагрузки на потребителей, которые вовремя оплачивают потребленную энергию.

Также нарушаются права гарантирующих поставщиков (сбытовых компаний), поскольку они переплачивают сетевым компаниям суммы неустойки за просрочку исполнения обязательств, тогда как денежные средства с конечных потребителей за просрочку исполнения обязательств в том же объеме они не могут требовать и получить, констатируют в компании.

На фоне растущей задолженности потребителей растет изношенность оборудования ТЭЦ и теплосетей, отмечают энергетики. Для того чтобы решить этот комплекс проблем, нужны кардинальные меры, как со стороны властных структур, так и бизнеса, уверены они.

«Пакет предложений по решению темы есть. Он не первый год обсуждается в правительстве и в Госдуме», — отметил директор по работе с органами власти и общественными организациями En+Group Дмитрий Пономарев.

«Вопрос упирается в готовность властей к мерам по усилению платежной дисциплины», — считает он.

В Минэнерго отметили, что решают проблему. В частности, в правительство представлены предложения по упрощению процедур введения ограничения потребления электрической энергии, что должно уменьшить неплатежи по всей цепочке контрагентов.

В настоящее время, подчеркнули в ведомстве Александра Новака, ведется работа по проекту изменений в КоАП, устанавливающих повышенную административную ответственность за повторное самовольное подключение и использование энергоресурсов. Разрабатывается также проект постановления правительства РФ, устанавливающий, что одним из оснований для лишения субъекта электроэнергетики статуса гарантирующего поставщика будет являться наличие у организации, имеющей такой статус, задолженности по оплате услуг по передаче электрической энергии в размере, равном или превышающем двойной размер среднемесячной величины соответствующих обязательств.

В Минэнерго также работают над «дорожной картой» по повышению системы контроля и прозрачности расчетов за электрическую энергию и иные виды энергетических ресурсов и коммунальных услуг.

В частности, пояснили в пресс-службе ведомства, речь идет о внедрении единых расчетных центров и механизмов банковского контроля за движением платежей, что позволит централизовать платежи в энергетике и избежать нецелевого использования средств потребителей, а также о введении лицензирования деятельности по сбыту электрической энергии.

«Предусмотренные «дорожной картой» мероприятия по расширению возможностей заключения оптовыми и розничными потребителями договоров с поставщиками оптового рынка и развития конкурентных отношений на оптовом и розничных рынках электрической энергии также в чуть более отдаленной перспективе положительно повлияют на динамику неплатежей за счет снижения количества посредников между конечным потребителем и производителем», — уверены в министерстве.

В «РусГидро» отметили, что «в июне 2017 года планируются парламентские слушания в Государственной думе по изменению законодательства в части улучшения платежной дисциплины в топливно-энергетическом комплексе».

Источник: Газета.ru

Горячее