В рамках деловой программы 7-й международной выставки «ЭлектроТранс 2017» прошла конференция «Повышение энергоэффективности городского и пригородного электротранспорта». На конференции обсудили перспективы развития городского электрического транспорта (ГЭТ), новые технические решения, вопросы использования современных энергоэффективных решений на наземном и подземном пассажирском электротранспорте. Представители портала RusCable.Ru, информационного партнёра выставки, побывали на мероприятии.
«Развитие городов невозможно без развития транспорта», – так открыл конференцию Михаил Слепцов, профессор НИУ МЭИ. Кратко описав историю развития электротранспорта, он перешел к насущным проблемам. И это не только вопрос развития технологий, хотя, например, несмотря на высокую потребность в России в односекционных трамваях только в рамках этой выставки «Уралтяжмаш» заявил о проекте разработки низкопольного односекционного трамвая, а когда дойдет до реализации и внедрения и предсказать сложно, но и в политике развития городов. Несмотря на стремительное развитие за последние 10 лет бортовых источников питания и электромобилей, выходом они для мегаполисов не станут. «Для городов, особенно для больших городов – для мегаполисов – с большими пассажиропотоками может справиться только транспорт, который потребляет электроэнергию по контактной сети. Пропускная способность такого транспорта значительно выше, чем у индивидуальных видов транспорта», – сказал г-н Слепцов. Но при этом планы развития ГЭТ, по его словам, часто решаются без технических специалистов. И нередко под «развитием» понимают «сокращение».
Эту проблему подтвердил и модератор конференции Сергей Ключарёв, председатель НТС Международной ассоциации предприятий городского электрического транспорта: «От собрания к собранию [МАП ГЭТ, — ред.] 30% аудитории – новые лица. И, к сожалению, не специалисты не приходят, а приходят всякие менеджеры».
Что же касается разработки транспортных моделей, то такие научные работы ведутся. На конференции Владимир Комаров, доцент НИУ МЭИ, представил «инновационную автоматическую надземную транспортную систему «ЭЛТРО». Он охарактеризовал модель как «интеграцию информационных технологий и технологий передвижения». «ЭЛТРО», на основе анализа всех существующих транспортных систем, предполагает использование всех современных видов транспорта для ускорения передвижения по городу как пассажиров, так и грузового транспорта. По его словам, система уже разработана и теперь весь вопрос в её практической реализации.
На конференции представили и практические решения. Так Василий Сиротинин, директор по науке «МСД-Холдинг», рассказал, что в 2014 году в Санкт-Петербурге совместно с гортрансом разработали и изготовили специальный вагон для диагностики контактной сети. Задачей был сбор объективных данных о состоянии контактной сети городских трамваев, с которой тот вполне успешно справился. Владислав Чернигов, генеральный директор «Чергос», представил разработанный в том же 2014 году по заказу петербургского метрополитена комплект электронного оборудования для управления тяговым электроприводом. По результатам тестирования в новосибирском метрополитене, экономия энергии составила 20%. Владимир Осипов, генеральный директор НПП «Энергия», представил разработанную зарядную инфраструктуру для электробусов и разработки для метрополитена. О модернизации электродвигателей при ремонте для повышения энергоэффективности рассказал Михаил Палагин, технический директор «Промэлектроремонт». А Юрий Беньяш, доцент МГУПС (МИИТ), представил доклад «Трёхпроводная система электроснабжения трамвая, троллейбуса».
О ещё одной интересной разработке рассказал Владимир Явчуновский, исполнительный директор НПФ «Этна». Компания «Этна» занимается разработкой отопителей для ГЭТ и на примере отопления он показал довольно низкую эффективность внедрения инноваций для энергосбережения. В структуре расходов на жизненный цикл трамвая на электроэнергию приходится 91,7% расходов, в зимнее время половина из которых уходит на отопление. Причем для поддержание нормативной температуры в салоне при открытых дверях энергии уходит в три раза больше, нежели при закрытых. Как рассказал г-н Явчуновский, применение тепловых завес, разработанных в «Этна», могло бы сократить этот разрыв вдвое, таким образом сэкономив миллионы рублей в год. При чем, по словам г-на Явчуновского, они уже действуют бескорыстно: «Тогда [10 лет назад, — ред.] мы хотели увеличить свои продажи, но теперь отопители наши есть практически в любом городе, во множестве троллейбусов, так что эта проблема отпала и теперь мы боремся практически за идею». И в компании готовы передавать технологию. Другое дело, что за 10 лет, что разработка существует, пробить завесу отказов для использования и этой технологии при заказах отопителей для городского транспорта, удавалось крайне редко.
На конференции затронули и вопрос технических требований и тендеров. Александр Савин, заместитель генерального директора, начальник Испытательного центра АО ВНИИЖТ, рассказал о комплексном подходе к решению вопросов нормативно-технического обеспечения и научного сопровождения основной деятельности городского электрического транспорта. Он указал на отсутствие системы технического регулирования, как на инфраструктуру, так и на подвижной состав. «Отсюда произвол тендерных процедур, отсюда непонимание технических сотрудников и менеджеров», – сказал он. В РЖД это решают путем разработки технических регламентов, ГОСТов, методик испытаний. «Кроме разработки технических документов ВНИИЖТ готов предложить испытательную базу и площадку для реализации, как производства, так и технического обслуживания. Вариант взаимодействия в формате технопарка», – рассказал он. Как подчеркнул г-н Савин, для адекватного рассмотрения проблем в ГЭТ нужно учитывать жизненный цикл транспорта. Кроме того, он предложил адаптировать уже работающие разработанные РЖД алгоритмы для повышения пропускной способности городского транспорта.
«Сейчас нет никакого единого заказчика и те технические требования, которые пишут, как правило, списывают друг у друга», – так прокомментировал ситуацию г-н Ключарёв. Он отметил, что нередко они необоснованные, хотя некоторая работа ведется: «Что касается технической политики, технический совет [МАП ГЭТ, — ред.] наконец-то воссоздан, постараемся сделать всё, чтобы выработать хотя бы какие-то внятные рекомендации на основе анализа технических требований, которые выдают сейчас на тендерах».