«Газпром» близок к урегулированию многолетнего громкого антимонопольного дела в ЕС через существенные, но не радикальные уступки. Согласившись на частичную привязку цен на газ для Восточной Европы к ценам в Западной, монополия может избежать жесткого регулирования и даже штрафа. Основной риск теперь в том, что инициаторы расследования, например Польша и Литва, выступят против такого варианта. Однако, по мнению источников, Еврокомиссия поддержит «Газпром».
Еврокомиссия опубликовала предложения «Газпрома» по урегулированию антимонопольного дела, официально открытого в апреле 2015 года (расследование стартовало еще осенью 2012 года с обысков в европейских офисах компании и ее партнеров). Текст, согласованный с Еврокомиссией, теперь должен пройти так называемый рыночный тест — сбор отзывов участников газового рынка и правительств стран ЕС, в том числе пяти государств, в которых «Газпром», по мнению регулятора, завышал цены на газ (Болгария, Польша и страны Прибалтики).
«Газпром» в обмен на урегулирование претензий согласился на два существенных изменения текущих контрактов на поставку газа. Наиболее важный вопрос касается цен. «Газпром» предложит всем своим клиентам из упомянутых выше пяти стран, с которыми у него действуют долгосрочные (более четырех лет) контракты, внести в них пункт о пересмотре стоимости газа. По нему стороны могут требовать пересмотра формулы цены, если динамика контрактной цены отличается от динамики средних импортных цен на газ на границах Германии, Франции, Италии либо от динамики спотовых цен на ликвидных хабах континентальной Европы. Меняться формула может каждые два года вместо нынешних стандартных трех, а раз в пять лет клиент может запросить экстренный пересмотр.
Это означает, что цены «Газпрома» в Восточной Европе будут теперь де-факто привязаны к ценам в Западной Европе. Однако, как пояснили источники, речь не идет ни о смене системы ценообразования, ни о том, что цены, например, в Германии и Болгарии будут одинаковыми. Споры, как и сейчас, стороны будут решать в арбитраже, и, судя по предыдущему опыту, именно эта практика сформирует некий «рыночный стандарт». Так, по результатам арбитражей 2011–2014 годов «Газпром» согласился на введение спотовой составляющей в контракты, сокращение take-or-pay, ограничение цены (price cap) и другие механизмы, которые сейчас используются во всех контрактах в Западной Европе.
Как именно обязательства «Газпрома» перед Еврокомиссией могут повлиять на ценовые условия контрактов, источники на рынке предсказать пока не берутся. Большинство считает, что в первое время изменится немногое, затем может быть выработан price cap для восточноевропейских рынков — например, цена для Литвы не сможет отклоняться от цены на границе с Германией более чем на 15%.
Второе существенное обязательство «Газпрома» касается решения проблемы изолированных рынков. Компания предложит всем клиентам, получающим газ в пунктах Кондратки (Польша), Вельке-Капушаны (Словакия) и Берегово (Венгрия), возможность сменить его на частично или полностью на пункты Котловка (Литва) и Негру-Вода (Болгария). То есть потребители Польши и Словакии смогут «виртуально» поставлять газ в Прибалтику, а потребители Венгрии и Словакии — в Болгарию. Эта услуга имеет ограничения (не менее 100 млн кубометров в год, срок контракта не менее года) и будет стоить довольно дорого: чтобы «виртуально» перебросить газ из Польши в Литву, придется заплатить «Газпрому» €8 за тысячу кубометров, из Словакии и Болгарию — €24.
Официально после публикации документа «Газпром» в лице зампреда правления Александра Медведева заявил лишь, что рассчитывает на скорейшее завершение дела.
Но источники в монополии не скрывали удовлетворения тем, что она избежала жесткого регулирования цен на восточноевропейских рынках, ограничения продаж в ЕС или вообще принудительной реорганизации бизнеса (как в случае, например, Microsoft). Теперь же «Газпром» имеет реальные шансы завершить дело даже без штрафа. Возможные потери компании от снижения цен в Восточной Европе остаются теоретическими, к тому же на эти рынки приходится менее 10% продаж «Газпрома» в дальнем зарубежье.
«Альтернатива урегулированию была совсем печальная»,— согласна Мария Белова из Vygon Consulting. По ее мнению, обязательства «Газпрома» дают хорошую возможность урегулировать проблемы с восточноевропейскими потребителями экономически и постепенно прийти к относительно равным условиям по сравнению с западноевропейскими клиентами компании.
Еврокомиссия будет принимать отзывы участников рынка в течение семи недель, затем, примерно в течение месяца она должна согласовывать с «Газпромом» изменение условий по итогам «рыночного теста». Если компанию все устроит, будет подписано юридически обязывающее соглашение и дело закроют. Если «Газпром» нарушит условия соглашения, Еврокомиссия сможет оштрафовать его без дополнительного расследования в размере до 10% глобальной выручки. Обязательства действуют восемь лет, а затем пересматриваются — это стандартное правило в антимонопольных соглашениях в ЕС.
Основной вопрос теперь — не возникнут ли в ходе «рыночного теста» радикальные и неприемлемые возражения, чего источники ожидают от Польши и, возможно, от Литвы. Еврокомиссия не обязана учитывать все отзывы, и, по мнению источников в Брюсселе, регулятор всерьез настроен закрыть дело, «не вмешивая в него политику». Тем не менее Польша уже сумела заблокировать через суд благоприятное для «Газпрома» решение Еврокомиссии по газопроводу Opal.
Источник: Коммерсант