ENERGOSMI (ЭНЕРГОСМИ). Номер свидетельства СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63300

Энергетика должна стать эффективней и безопасней

26 января в МИА «Россия сегодня» прошла пресс-конференция председателя Комитета Государственной Думы РФ по энергетике Павла Завального. В этом году ГД рассматривают 2 наиболее заметных изменения в сфере ТЭК –  проект ФЗ «О безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации» и  законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «О теплоснабжении» и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам совершенствования системы отношений в сфере теплоснабжения». Эти и другие актуальные темы ТЭК обсудил с журналистами, среди которых присутствовала корреспондент RusCable.Ru, г-н Завальный.

Проект федерального закона № 47571-7 «О безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации»  был внесен в ГосДуму Правительством России 6 декабря 2016г. в развитие «Доктрины информационной безопасности Российской Федерации», утвержденной Президентом России 5 декабря 2016 года. В рамках пункта 22 Доктрины защита объектов критичной информационной инфраструктуры (КИИ) определяется как одна из стратегических целей. Объекты ТЭК из числа критичной информационной инфраструктуры, напрямую попадают под действие национальной Доктрины информационной безопасности.  Законопроектом устанавливаются основные принципы обеспечения безопасности КИИ, полномочия государственных органов РФ в данной сфере, а также права, обязанности и ответственность лиц, владеющих объектами КИИ, операторов связи и информационных систем, обеспечивающих взаимодействие этих объектов.

«Вопрос информационной безопасности в последние годы становится всё более актуальным по мере информатизации технологических и бизнес-процессов. ТЭК относится к критическим отраслям экономики, где таким вопросам должно уделяться особое внимание»,  – сказал г-н Завальный.

На сегодня закон об информационной безопасности принят в первом чтении. Поправки ко второму чтению в ближайшие дни будут доступны на сайте Комитета ГД по энергетике. А принять законопроект планируется  в рамках весенней сессии.

В рамках реформирования рынка теплоснабжения законопроектом о внесении поправок в закон «О теплоснабжении»  будут изменены правила игры: вместо регулирования тарифов на местном уровне будет установлен предельный уровень цены для потребителей, по методу «альтернативной котельной»: ниже можно, выше нельзя.  Также появятся единые центры ответственности за развитие систем теплоснабжения и качество услуги для каждого потребителя единые теплоснабжающие организации (ЕТО). Они смогут заключать договоры на поставку тепла с наиболее эффективными источниками по свободной цене. Предполагается, что закон должен заработать с 2018 года в пилотных регионах.

«Тот законопроект, который был внесен, т.н. «альтернативной котельной», это ценообразование тепла по расчетной стоимости строительства альтернативной котельной. Это, по сути, продолжение модернизации системы теплоснабжения»,  –  рассказал глава Комитета. Этот законопроект направлен на поддержку комбинированной генерации (ТЭЦ), развитие конкуренции на рынке выработки тепла по типу рынка электроэнергетики, модернизацию системы теплоснабжения, повышение энергоэффективности и привлечение инвестиций в этот сектор экономики. «Этот закон должен быть действенным, универсальным, применимым.  Так, чтобы через 5-10-15 лет привести систему теплоснабжения к энергоэффективным показателям и в целом повысить эффективность теплоэнергетики»,  – сказал глава Комитета.

Как пояснил специально для RusCable.Ru г-н Завальный, в Крыму будут продолжать дотировать модернизацию крайне изношенной системы теплоснабжения. «Крым живет в переходном периоде. Сегодня в Крыму дотируется и стоимость электроэнергии, и стоимость газа. Пока ещё не сбалансировалась система, мы должны учитывать доходы населения. Поэтому в Крыму будут дотироваться поставки электроэнергии и газа для населения и промышленных предприятий», – сказал он.

Как рассказал г-н Завальный, в декабре 2016 года были приняты подзаконные акты к ФЗ-307 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с укреплением платежной дисциплины потребителей энергетических ресурсов», однако чтобы оценить их эффективность нужно время. И в ближайшие полгода будут собирать информацию по практическому применению пакета документов, чтобы в июне этого года на круглом столе оценить работоспособность.

Что же касается использования возобновляемых источников энергии  в общем случае в России, то г-н Завальный считает их слишком дорогом удовольствием, хотя и оправданным в некоторых отдельных регионах, где традиционная генерация или доставка электроэнергии дороже по различным причинам. «Мы обладаем ресурсами на столетие вперед и по газу, и по углю, заниматься другими видами энергии — солнечной, ветряной — это слишком дорогое удовольствие»,  – сказал он.

Положительно оценил глава Комитета проект «Турецкий поток». «Когда появляются такие проекты, меня это радует. Турция потребляет порядка 40 млрд. кубов газа, из них 26 млрд. получает из России. Европа получает зависимость от российского газа — 32%, а Турция — 60%. При этом 16 млрд. поставляется через «Голубой поток», а 12 млрд. — транзитом через Украину, Болгарию. Задача проекта – обеспечение прямых поставок газа в Турцию, минуя Украину и Болгарию. Это хороший проект, экономически выгодный, имеет срок окупаемости», — выразил мнение депутат.

Кроме того, строительство второй нитки в рамках «Турецкого потока» позволит потенциально подать газ реверсом через Турцию в страны Юго-Восточной и Центральной Европы в рамках заключенных контрактов в случае невозможности транзита через Украину. Г-н Завальный подчеркнул, что этот проект имеет «стратегический характер»: «Если раньше 12 млрд кубов газ шли через Болгарию в Турцию, то теперь можно будет из Турции в Болгарию реверсом подать газ. Так можно будет поступить, в случае невозможности транзита газа через Украину после 2019 года. К чему мы придем через год во взаимоотношениях с Украиной, сейчас никто не может прогнозировать. Поэтому строительство к этому времени второй нити «Турецкого потока» — это обеспечение газом в рамках заключенных контрактов с такими странами как Болгария, Румыния и другими странами  Юго-Восточной и Центральной Европы, обеспечение по этой нитке реверсом через Турцию доставок газа для выполнения наших обязательств».

Горячее