Минэнерго России уделяет повышенное внимание вопросам надежности функционирования генерирующих объектов, планирования и осуществления ремонтной деятельности.
Проведенный анализ выполнения планов ремонтов основного оборудования генерирующими компаниями в течение последних 5 лет показал сложившуюся тенденцию невыполнения планов. Наиболее существенным фактором, влияющим на показатели выполнения ремонтов, является исключение плановых капитальных или средних ремонтов из годовой программы, — в первую очередь из-за перераспределения финансовых затрат на проведение неплановых (аварийных) ремонтов на другом оборудовании, а так же выполнение дополнительных ремонтных работ, выявленных по результатам дефектации в период планового ремонта.
Действующее законодательство в электроэнергетике позволяет вносить изменения в утвержденные годовые и месячные графики ремонтов и не содержит ограничений для перевода в плановый И оплачиваемый на оптовом рынке ремонт аварийных отключений генерирующего оборудования.
В связи с отсутствием нормативных документов, устанавливающих единые обязательные требования к организации технического обслуживания и ремонта электростанций, их эксплуатации, график ремонтов, основной задачей которого являлась и является скоординированное планирование отключений объектов электроэнергетики по условиям работы энергосистемы, превращается в документ, посредством которого недобросовестные собственники, не обеспечившие надлежащую эксплуатацию генерирующих объектов и выполнение своих обязательств, пытаются минимизировать или исключить штрафные санкции в рамках платы за мощность.
По мнению Минэнерго России указанные вопросы не могут быть решены путем внесения изменений в регламенты оптового рынка и требуют комплексной регламентации на нормативном уровне. В настоящее время в завершающей стадии находится работа по подготовке проекта соответствующих изменений в Правила вывода объектов электроэнергетики в ремонт и из эксплуатации и Правила оптового рынка электрической энергии и мощности. Также разработан проект Правил организации технического обслуживания и ремонта оборудования, зданий и сооружений электрических станций и сетей.
Принятие указанных нормативных актов позволит ограничить возможность перевода незапланированных отключений оборудования в категорию плановых ремонтов, создаст экономические стимулы для своевременного планирования и качественного выполнения ремонтных работ, соблюдения запланированных объемов ремонта. Это также позволит оплачивать на оптовом рынке ремонты генерирующих объектов только в тех объемах, которые были запланированы на этапе утверждения годового графика ремонтов и, соответственно, величина ремонтного снижения мощности которых была акцептована энергетическим сообществом до начала года.
Источник: Министерство энергетики РФ