2 июля около 1 миллиона человек в Башкирии, Челябинской и Оренбургской областях остались без света. На улицах из-за отключения светофоров начали происходить дорожные коллапсы, закрылись магазины, в том числе и крупные торговые центры. К счастью, «конец света» продлился недолго – почти сразу электричество начали включать. Впрочем, кому-то пришлось просидеть без света 2-3 часа.
Так что же стало причиной отключения, случалось ли подобное раньше и ждать ли нам повторения ситуации? За ответами мы обратились в АО «Башкирскую электросетевую компанию» (АО «БЭСК»).
Сработала автоматика
Отключение произошло в 11.24. В это время организация «Эпос» (отметим, она не связана с «БЭСК»), не имея разрешения для работы в охранной зоне высоковольтной линии 500 кВ ООО «Башкирская сетвая компания», прокладывала трубы. Работы шли в Уфимском районе, возле деревни Новые Карашиды.
Как подтвердило расследование, провода ЛЭП находились в соответствии со всеми техническими требованиями, то есть они не опускались ниже 8 метров. Наоборот, нижний провод находился на расстоянии 9,6 метра (с «запасом» 1,6 м). Но этой высоты «хватило» стреле трубоукладчика, чтобы произошло короткое замыкание.
Итак, как случилась авария? Стрела трубоукладчика приблизилась к проводу, возникла электрическая дуга, произошло короткое замыкание, в результате которого сработали релейная защита и автоматика. Линия электропередачи отключилась, что вызвало последующие отключения в распределительных сетях «Башкирэнерго» и «Межрегиональной распределительной сетевой компании Урала» в Челябинской области, были обесточены 48 подстанций 110 кВ.
Получилось, что противоаварийная автоматика отключила башкирскую энергосистему от энергосистемы России, что помогло сбалансировать генерацию и потребление электроэнергии в Башкирии. Но при этом нельзя говорить о том, что без света остались целые города — отключения произошли у отдельных потребителей.
Сложились воедино несколько причин
Помимо трубоукладчика, как объясняют специалисты, причиной аварии послужило стечение сразу нескольких обстоятельств. Летом, когда идет ремонт в электросетях и станциях, энергоснабжение зачастую осуществляется по ремонтным схемам.
2 июля в плановый ремонт была выведена ВЛ 500 кВ «Златоуст – Челябинская», которая из-за этого не смогла принять на себя нагрузку, что повлекло срабатывание автоматики и отключение потребителей в Челябинской области. В этот же злополучный день велись ремонтные работы и на самой крупной башкирской теплоэлектроцентрали – Уфимской ТЭЦ-2, где на открытом распределительном устройстве менялся линейный разъединитель 220 кВ, ВЛ 220 кВ «Бекетово-Уфа-Южная-ТЭЦ-2» также была выведена в ремонт.
Что делать?
— Уфа – энергодефицитный город, поэтому чтобы снизить зависимость энергоснабжения от электрических сетей, нужно строить дополнительные объекты генерации, — объясняют энергетики.
Значительно улучшить ситуацию в центре республики поможет новая Затонская теплоэнергоцентраль, которая будет вводиться в эксплуатацию в ближайшее время.
Что касается «Башкирской сетевой компании», где конкретно произошла авария (наряду с «Башкирэнерго» она входит в состав «БЭСК»), идет работа по модернизации коммутационного оборудования, значительные средства вкладываются в строительство, техперевооружение и реконструкцию. За последние три года капитальные вложения выросли почти в два раза: с 358 млн руб до 671 млн руб. В этом году цифра будет увеличена, так как в пригороде Уфы идет строительство подстанции 220 кВ «Гвардейская». Ее ввод также значительно повысит надежность энергоснабжения города.
Была ли авария в Салавате?
После аварийного отключения появилась информация о подобном сбое в Салавате. Однако, как нам объяснили в «БЭСК», к этому инциденту они не причастны.
— Авария произошла 24 июня на Салаватской ТЭЦ «Башкирской генерирующей компании», — комментируют сетевики. — Специалисты вводили в работу масляный выключатель на распредустройстве 110 кВ, произошел сбой. В результате отключились несколько линий электропередачи и шесть подстанций — без света остались жители Салавата и несколько местных предприятий.
Работники «БЭСК» пришли на помощь коллегам, запитав Салават по другим линиям.
Сколько длилось отключение?
2 июля у многих потребителей света не было от двух до нескольких десятков минут. Первые включения начались через две минуты — в 11.26. Это было сделано в автоматическом режиме при повышении частоты в сети. В 14.59 свет был уже у всех потребителей.
Дмитрий ШАРОВАТОВ, генеральный директор «БЭСК»:
— Причины происшествия на ЛЭП 500 кВ сейчас устанавливаются. О каких-либо выводах говорить преждевременно. Ростехнадзором создана межведомственная комиссия, которая тщательно расследует случившееся. Ждем заключения комиссии. Параллельно мы начали наше внутреннее расследование причин сбоя системы.
Я бы предложил воздержаться от скоропалительных выводов и дождаться результатов расследования комиссии, чтобы затем провести планомерную работу по повышению надежности энергоснабжения. В ситуации, когда происходит отключение сетей, может оказаться в любой день любое сетевое предприятие. Аварийные отключения неизбежны. Наша задача – свести эту неизбежность к минимуму.
Эффект домино
Как происходит каскадное отключение электроэнергии? Тут, как говорят энергетики, срабатывает так называемый «эффект домино». Когда на одной из подстанций происходит авария, то другим приходится работать «за себя и за того парня». Ведь работают они в единой энергосистеме. В сетях возникает перегрузка, частота тока падает, и системы защиты отключают одну или несколько подстанций. Охват отключения нарастает как снежный ком, потому что нагрузка на сеть все больше увеличивается, и энергопередающие мощности начинают отключаться.
Какие будут претензии?
«Россети» заявили, что будут требовать возмещения затрат, понесенных на аварийно-восстановительные работы. В «БЭСК» эту информацию приняли неоднозначно: с одной стороны, таких случаев в профессиональном сообществе не было, с другой – это право коллег.
При этом они отметили, что у «БЭСК» заключено Соглашение об оказании взаимопомощи при предотвращении и ликвидации последствий аварий на объектах электроэнергетики с «МРСК Урала» и МЭС Урала. В 2014 году коллеги помогли восстановить электросети после обрушившегося на Башкирию урагана. Наши специалисты, в свою очередь, не отказали в помощи москвичам, когда они боролись с последствиями «ледяного дождя» в 2010 году.
К слову, сама компания «БЭСК» готова подать иски к виновнику аварии – фирме «Эпос».
Источник: Комсомольская правда.