Рекордное падение цен на мазут сделало этот вид топлива в ряде случаев более маржинальным для генерирующих компаний по сравнению с газом, рассказывают три источника «Ъ» в отрасли. Некоторые компании готовятся к переводу части мощностей на использование мазута вместо газа, поскольку выработка на нем рентабельнее при текущих ценах, отмечает один из них. Мазут используется в качестве резервного топлива на большинстве ТЭС — как угольных, так и газовых, но всегда эффективнее было сжигать газ. В обязательном порядке по нормативам хранилища мазута действуют на паросиловых блоках.
Сейчас «чисто математически мазут действительно выигрывает межтопливную конкуренцию с газом», говорит старший вице-президент Argus Media Вячеслав Мищенко. Он отмечает, что текущие цены на мазут в Московском регионе почти в два раза ниже, чем цены на газ. По данным биржи СПбМТСБ, мазут сейчас стоит примерно 2,7 тыс. руб. за тонну, подешевев в 3,7 раза по сравнению с ценой на середину прошлого года. Газ в Московской области (по регулируемой цене с учетом надбавок) сейчас стоит 4,5 тыс. руб. за тысячу кубометров. При этом теплотворность мазута выше, чем у газа. Для использования мазута для производства электроэнергии на ТЭС не требуется никаких дополнительных согласований, для подготовки станции необходимо около недели, отмечает собеседник «Ъ».
Представители большинства генерирующих компаний, эксплуатирующих газомазутные ТЭС, официально не комментируют, растет ли доля мазута в топливном балансе станций. «В январе 2016 года цена на мазут снизилась примерно в три раза, и мы учитываем эту конъюнктуру в своей деятельности,— сообщили в «Т Плюсе».— В настоящий момент доля мазута в топливном балансе группы не превышает 1%».
Перспективы для использования мазута видят в ТГК-2: «Газ, поставляемый монополистом, настолько дорог, что это заставляет нас рассматривать любые альтернативные виды топлива,— заявили в компании.— В частности, мы оцениваем перспективы использования мазута с расположенного рядом НПЗ на Ярославских ТЭЦ-3 и ТЭЦ-2, а также на Вологодской ТЭЦ, работающих на природном газе». Экономический эффект только по Ярославской ТЭЦ-2 в феврале должен составить порядка 128 млн руб., отметили в компании. Экономия расходов на топливо позволяет сделать ТЭС более маржинальными на рынке на сутки вперед, где цена формируется по замыкающей заявке.
Энергосистема России, следуя за мировыми тенденциями, развивалась по пути сокращения мазута в топливном балансе и перехода на газ. Так, например, в 1975 году мазут составлял 29,5% в балансе советских ТЭС, газ — 22%. В 1990-е шла активная программа газификации энергетики, в начале 2000-х на газ начали переводить и мазутные котельные. В результате в 2003 году доля мазута в балансе ТЭС упала до 2-3%, газа — выросла до 72%. В 2014 году на мазут приходилось лишь 0,4% выработки ТЭС.
Основной недостаток мазута — высокие выбросы в атмосферу, поэтому, несмотря на резкий спад цены, использование мазута остается нецелесообразным, считает источник «Ъ» в одной из генкомпаний. «Экологическая составляющая важна и потому, что газомазутные блоки, как правило, расположены в густонаселенных регионах и массированное сжигание мазута может вызвать вопросы у властей»,— согласен Вячеслав Мищенко. Помимо выбросов высоки расходы по доставке мазута. Например, в Архангельской области разница в цене газа и мазута нивелируется стоимостью доставки мазута на энергообъекты, отмечают в ТГК-2. Аварийных запасов ТЭС хватает на две-три недели, максимум на месяц, а дальше его нужно постоянно подвозить, говорит собеседник «Ъ» в отрасли. Выиграть в цене при использовании мазута возможно при наличии мазутопровода или НПЗ поблизости, отмечают источники «Ъ». Кроме Ярославля такая экономика просматривается у Башкирской генерирующей компании, объекты которой соседствуют с Уфимским НПЗ, приводит пример собеседник.
Еще один недостаток мазута — повышенный износ оборудования электростанций и рост расходов на ремонт. По этой причине генерирующие компании пока активно не переходят на мазут, считает Вячеслав Мищенко. Впрочем, по мнению другого источника «Ъ», ущерб от сжигания мазута не очень существенный: если экономика хороша, то в летний сезон можно отремонтировать то, что было повреждено в отопительный сезон. Владимир Скляр из «Ренессанс Капитала» считает, что доля мазута в балансе не изменится, несмотря на возможность экономить топливные расходы на коротких промежутках. Этому помешают и долгосрочные контракты на газ, которые предусматривают обязательства по отбору определенных объемов.
Источник: Коммерсант.