Даже когда Covid-19, наконец, минует нас, нефтяным операторам придется продолжить поиск новых путей сокращения затрат, чтобы лучше подготовиться к будущему падению рынка. В отчете, посвященном внедрению робототехники в нефтяной отрасли, Rystad Energy обнаружила, что существующие решения могут заменить сотни тысяч рабочих мест в нефтегазовой отрасли во всем мире и сократить затраты на рабочую силу в бурении на несколько миллиардов долларов к 2030 году, если отрасль получит толчок для такого перехода.
Одним из сегментов, который может получить большую выгоду от внедрения робототехники, является бурение, поскольку оно требует больших затрат и включает выполнение опасных задач в сложных условиях. Роботизированные решения уже были успешно внедрены в буровые работы, и такие компании, как Nabors, находятся в авангарде разработки.
Применяя текущие спецификации поставщиков, которые предполагают, что роботизированные системы бурения потенциально могут сократить количество работ, требуемых на буровой установке, на 20-30%, Rystad Energy оценивает, что такое сокращение количества морских и наземных буровых бригад может привести к более значительной экономии затрат более чем на 7 миллиардов долларов заработной платы только в США, исходя из нынешнего уровня заработной платы.
Операции по осмотру, техническому обслуживанию и ремонту (IMR) также идеально подходят для роботизированных операций и являются сегментом, в котором внедрение робототехники получило наибольшую популярность среди операторов в последние годы. До сих пор это в основном ограничивалось подводными операциями IMR, но теперь мы начинаем видеть, что робототехнические решения IMR также используются для верхних строений.
В целом Rystad Energy считает, что по крайней мере 20% работ в таких сегментах, как бурение, эксплуатационная поддержка и техническое обслуживание, теоретически могут быть автоматизированы в течение следующих 10 лет. Если посмотреть на текущую численность персонала в некоторых ключевых нефтегазодобывающих странах, США могут сократить свои кадровые потребности более чем на 140 000 человек, а Россия — более чем на 200 000 человек. Канада, Великобритания и Норвегия могут потерять от 20 000 до 30 000 рабочих мест каждая.
«Несмотря на огромный потенциал робототехники, операторы должны знать, что эта экономия будет частично компенсирована значительными инвестициями, необходимыми для внедрения этих решений, которые могут варьироваться в зависимости от структуры затрат и того, находятся ли роботы в собственности или в аренде», — говорит Сумит Ядав, аналитик энергосервиса Rystad Energy.
Тем не менее, следующее поколение робототехнических решений уже появляется в рамках подводной IMR в форме постоянно действующих подводных робототехнических решений, которые предлагают значительно более низкие затраты и лучшую дальность действия, чем обычные дистанционно управляемые транспортные средства (ROV). В то время как обычный ROV необходимо спускать с поверхности, эти новые системы могут оставаться под водой постоянно и легко получать доступ к местам, труднодоступным для обычных ROV, независимо от погодных условий.
Примечательным примером является самоходная робототехническая установка Eelume, разработанная компанией Kongsberg Maritime и используемая норвежским оператором Equinor. Благодаря своей змееподобной конструкции, роботизированные манипуляторы обладают гибкостью и маневренностью, позволяя перемещаться на большие расстояния и выполнять подводные операции IMR, такие как визуальный осмотр, очистка и управление клапанами и дросселями в очень ограниченном пространстве.
Однако не всякая оцифровка и роботизация приводят к сокращению рабочей силы. Например, Transocean представила носимую технологию безопасности, которая подает сигнал тревоги членам бригады, если они подходят слишком близко к буровому оборудованию. Если член экипажа по-прежнему не выдерживает безопасного расстояния, сигнализация отключит оборудование.
Точно так же Diamond Offshore запустила первую в отрасли услугу кибернетических противовыбросовых превенторов (BOP). Сервис под названием Sim-Stack создает виртуальную копию противовыбросового превентора с гидравлической и электрической точки зрения для оценки его общего состояния и соответствия нормативным требованиям. Система предоставляет гораздо более быструю информацию о неисправностях компонентов, сокращая время простоя и повышая безопасность, а также может использоваться для обучения персонала, по словам оператора буровой установки.
Хотя появление робототехники в нефтегазовой отрасли кажется неизбежным, мы считаем, что до полномасштабного внедрения еще несколько лет, поскольку долгосрочная надежность робототехники в сложных 3D-средах, таких как те, что находятся на морских платформах, еще не проверена. Еще одна проблема при внедрении робототехники — ограниченные возможности связи, особенно между робототехническими подразделениями. Если роботы должны полностью заменить людей, совершенно необходимо, чтобы эти системы беспрепятственно взаимодействовали, чтобы раскрыть истинную ценность. Внедрение таких систем связи является сложным и дорогостоящим.
Наконец, сокращение рабочих мест из-за робототехники, вероятно, встретит некоторое сопротивление со стороны трудовых организаций, а роботизированные рабочие процессы, возможно, также потребуют преодоления нормативных препятствий, поскольку власти стремятся обеспечить, чтобы производственные изменения, вызванные новой технологией, соответствовали стандартам безопасности и окружающей среды.