Когда компания ставит перед собой цель достичь нулевого уровня выбросов в течение десятилетий, она должна начать сокращать выбросы углерода на всех возможных фронтах. Для Unilever NV это означает потратить 1 миллиард евро (1,2 миллиарда долларов), чтобы помочь своим поставщикам внедрить технологии, исключающие использование ископаемого топлива в производстве чистящих средств к 2030 году.
Вы можете не ассоциировать черный запах сырой нефти с приятно пахнущими моющими средствами, которые стирают вашу одежду, но это магия химии. В результате ряда химических реакций длинноцепочечные углеродные соединения, содержащиеся в сырой нефти, могут быть превращены в химические вещества, способные удалить масляные пятна с вашей одежды.
Отказ от использования ископаемого топлива для производства этих химических веществ был технически осуществим в течение десятилетий, но стоимость оставалась непомерно высокой. Unilever — это первая крупная инвестиция в сектор, который наконец-то начал искать замену нефти в своем производственном процессе ингредиентами, полученными из древесины или микробиологической ферментации, или даже переработанным углеродом из других отраслей промышленности.
«То, что Unilever пытается сделать, очень всеобъемлюще», — говорит Кэти Армстронг, исследователь из Университета Шеффилда, который работает над повторным использованием углерода. — «С большими амбициями он смотрит на всю цепочку поставок».
В июне гигант потребительских товаров поставил цель сократить все выбросы от своей деятельности и своих поставщиков к 2039 году. Компания хочет достичь этого рубежа с минимальным использованием компенсации за выбросы углерода, которую можно дешево купить, но не всегда выполняют то, что обещают. Поскольку 30% ежегодных выбросов компании поступают от поставщиков, она может достичь своей цели, только требуя от поставщиков сократить использование ископаемого топлива. Около 65% выбросов Unilever происходит от потребителей, использующих его продукт, и компания не установила твердой цели по их сокращению.
Работа по исключению ископаемого топлива из чистящих средств началась в 2018 году, говорит Иэн Хауэлл, возглавляющий исследовательскую группу Unilever, изучающую передовые материалы для продуктов по уходу за домом, включая бренды Persil, Cif и Domestos. На мероприятии компании Хауэлл услышал, как генеральный директор Seventh Generation, которую Unilever приобрела в 2016 году, рассказал о том, что все ее чистящие средства поступают из растительных источников. Сотрудники спросили Хауэлла, могут ли все продукты Unilever делать то же самое.
«Это не является доступным или устойчивым», — говорит Хауэлл, — «потому что нет достаточного количества [природных ресурсов], чтобы сделать этот переход».
Хауэлл начал работать со своей командой, чтобы найти все источники углерода, не связанные с ископаемым топливом, которые они могли бы использовать. В результате получается то, что Unilever называет «углеродной радугой». Фиолетовый — это углекислый газ, получаемый из воздуха или из промышленности; синий — из морских источников; зеленый — из растительных источников; серый — из перерабатываемого пластика; и черный — из ископаемого топлива.
Теперь перед командой Хауэлла стоит задача переоборудовать заводы Unilever, чтобы они могли использовать эти альтернативные источники. 1,2 миллиарда долларов пойдут на исследования, внедрение и работу с поставщиками. В зависимости от наличия местных ресурсов «цвет» используемого углерода может варьироваться, но черный углерод должен быть устранен в течение десятилетия.
Эти продукты все еще могут поставляться в пластиковой упаковке, которая в настоящее время производится из ископаемого топлива и которую Unilever планирует очистить в рамках отдельной работы. Но Хауэлл говорит, что использование ископаемого топлива Unilever, связанное с чистящими химикатами, в настоящее время выше, чем в производстве пластмасс.