Ученые из Института катализа им. Г.К. Борескова СО РАН разработали технологию получения нанотрубок с различными функциональными свойствами, среди преимуществ которой — низкая себестоимость получаемых структур.
Сейчас углеродные композиты широко используются в аэрокосмической отрасли, в частности, в последних моделях самолетов Boeing и Airbus, поскольку обладают не только высокой стойкостью, но и очень низкой массой, в два раза меньше, чем у титана. По прочности на разрыв вдоль нитей углеродные волокна превосходят сталь, однако поперек волокон значение этого параметра не очень высоко, и из-за большой нагрузки на проблемные места могут произойти лавинообразные разрушения внутри армированного композита. Ученый из ИК СО РАН Сергей Мосеенков предложил вводить в многокомпонентный материал углеродные нанотрубки для повышения его устойчивости.
При этом для каждого конкретного композита специалистам необходимо разработать свои способы напыления нанотрубок, обладающих разными характеристиками — например, способностью защищать от механических повреждений или ультрафиолетового излучения. Эту проблему и решили сибирские ученые. Разработанная ими технология позволяет получать структуры с различным диаметром — от 7 до 18 нанометров, а затем придавать им нужные свойства, что позволяет выбрать наилучший вариант по соотношению прочности, цены и качества.
В разработанном в институте реакторе можно сделать около 5 кг нанотрубок в сутки. В среднем, стоимость изготовления одного килограмма этого специфического изделия на этапе опытного производства составляет около 20 000 рублей, что дешевле зарубежных и российских коммерческих аналогов, чья цена может достигать 1000 долларов за килограмм.
Источник: Научная Россия.