ENERGOSMI (ЭНЕРГОСМИ). Номер свидетельства СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63300

Темпы обновления объектов электросетевого комплекса необходимо ускорить

Основные проблемы развития электрогенерации в нашей стране связаны с технической отсталостью, износом основных фондов отрасли и несовершенством механизма управления. В этой ситуации, считают эксперты, приоритетами ее развития логично видеть ускоренную модернизацию генерирующих мощностей и создание привлекательных условий для притока инвестиций.

 

Замдиректора Института энергетических исследований РАН Федор Веселов отметил, что эффективность развития электроэнергетики и ее инвестпривлекательность зависят от четкости федеральной энергетической политики. Стратегические инвесторы в равной степени смотрят как на долгосрочные ожидания государства, так и на то, каким образом они далее преобразуются в ценовые механизмы. Поэтому важно утверждение Энергетической стратегии как ключевого документа энергополитики России, создание постоянной системы мониторинга ее реализации.

«От исполнительной власти требуется более четкое выполнение закона о стратегическом планировании в по всей цепочке документов, начиная от регулярной разработки долгосрочного прогноза социально-экономического развития страны и регионов, через Энергетическую стратегию до Генсхемы электроэнергетики и схемы топливной промышленности», — считает он.

Партнер VYGON Consulting Алексей Жихарев, рассуждая об инвестиционной привлекательности генерирующего сектора, подчеркнул, что нынешние уровни цен на конкурентном рынке электрической энергии и мощности в состоянии обеспечить реконструкцию генерирующих активов. В цене мощности присутствует инвестиционная составляющая, маржа в конечной цене на электрическую энергию для большинства компаний также присутствует. Это, отметил эксперт, по данным Системного оператора Единой энергетической системы (СО ЕЭС), позволяет ежегодно «реконструировать» до 500 МВт мощностей.

«То есть инвестиционные сигналы, хоть и слабые, присутствуют. Однако для масштабных инвестиций этого недостаточно. Их привлечению поспособствует изменение принципов регулирования ценовых уровней электроэнергетического рынка. Цены рынка должны стимулировать капвложения, тогда не будет необходимости прибегать к обсуждаемым сегодня механизмам гарантирования возврата капитала посредством договоров о предоставлении мощности (ДПМ), которые априори снижают долю конкурентного рынка, — подчеркнул Алексей Жихарев. — Пока же нынешняя система регулирования энергетики де-факто, скорее плановая, нежели рыночная. Она четко дозирует возможности для инвестиций, при этом вне горизонта логики регулятора остаются новые технологии. Мероприятия по «умному» учету или цифровизации сетей оцениваются не с точки зрения долгосрочной эффективности, а с точки зрения приемлемой на сегодня нагрузки на потребителей. Необходимо, чтобы в фокусе госполитики были рост эффективности, развитие разумной конкуренции и экономическое развитие, а не тарифный контроль и необходимость уравнивать финансовые результаты разных по эффективности субъектов рынка».

Зампредседателя правления СО ЕЭС Федор Опадчий отметил, что текущие условия рынка на сутки вперед и конкурентного отбора мощностей, их ценовые уровни и структура обязательств на практике не являются достаточными для массовой модернизации генерирующего оборудования ТЭС. «По нашим оценкам, модернизацию с заменой крупных узлов при нынешних условиях проводят не более 500 МВт мощностей в год, что не позволяет остановить старение оборудования. Именно поэтому минэнерго предложило концепцию программы модернизации, основанную на 15-летних договорах и ясных обязательствах по замене ключевых элементов оборудования», — сообщил он.

Мероприятия по «умному» учету оцениваются с точки зрения не эффективности, а нагрузки на потребителей

Федор Опадчий обратил внимание, что приоритеты развития генерации зависят от внутренних цен на газ. Если они будут расти, то экономически эффективен массовый переход на парогазовый цикл, при условии появления крупной газовой машины российского производства. При сегодняшнем уровне цен на топливо в целом экономически эффективно продлевать ресурсы действующих станций благодаря модернизации или замене отдельных элементов.

«Значительное влияние на структуру генерации окажет развитие распределенных источников. Это прежде всего опять же газовая генерация. Но в этой части важно обеспечить справедливые условия регулирования, учитывая сетевую составляющую. Опасно создавать стимулы для развития распределенной генерации за счет перекладывания расходов на содержание сети, от которой они не отключаются, на оставшихся участников энергосистемы», — считает он.

Федор Веселов разделил точку зрения коллеги и отметил: требуется обеспечить координацию инвестполитики в электроэнергетике и ценовой политики в газовой отрасли. Ведь электростанции — это крупнейшие потребители газа, а его стоимость является важнейшим фактором для цен электроэнергии и в то же время стимулом для повышения энергоэффективности тепловых электростанций, перехода на новые технологии использования газа.

«Кроме того, очень важна координация между энергетической и промышленной политикой, создание между электроэнергетикой и энергетическим машиностроением, электротехнической промышленностью долгосрочного рыночного механизма, который обеспечил бы разработку и серийное производство конкурентоспособных качеству и выигрышных по стоимости типов оборудования для обновления электростанций и сетей», — подчеркнул он.

 

Российская Газета

Горячее