Новые специальности в электроэнергетике

14 апреля в Москве в рамках Московского международного салона образования прошел круглый стол «Новые специальности в электроэнергетике в эпоху цифровой экономики». Представители энергетического и научного сообщества обсудили востребованные профессии будущего в электроэнергетике, взаимодействие компаний и вузов, совершенствование подготовки кадров для отрасли. Круглый стол прошел при поддержке Министерства энергетики РФ, Министерства образования и науки РФ, РНК СИГРЭ и Федеральной сетевой компании ЕЭС. Журналисты портала RusCable.Ru и ЭНЕРГОСМИ посетили мероприятие.

По результатам открытого опроса экспертов электроэнергетики об актуальных специальностях, проведённого Российским национальным комитетом СИГРЭ, наиболее востребованными и перспективными специализациями в энергетической отрасли эксперты назвали обеспечение кибербезопасности предприятий энергетики, управление цифровыми системами энергетических объектов и интеллектуальными энергосетями. Однако до сих пор не ясно, кто же должен двигать вперед изменения программы подготовки специалистов, как должны быть сформированы программы и кто должен за всё это платить – так обозначил задачу модератор круглого стола Денис Конанчук, руководитель Центра образовательных разработок МШУ «Сколково».

«В центре внимания мирового отраслевого сообщества стоят вопросы, связанные с формированием энергосистем будущего и потребностью в высококвалифицированных специалистах, обладающих передовыми знаниями и навыками. Этот вопрос активно обсуждался на 46-й сессии CIGRE»,  – сказала заместитель Председателя Правления ПАО «ФСЕ ЕЭС» Наталья Ожегина. Она рассказала, что ФСК ЕЭС уже реализует проект цифровой подстанции и планирует масштабировать опыт на другие филиалы, поэтому для компании вопрос образования специалистов в этом направлении крайне актуален.

Павел Корсунов, заместитель Председателя Правления ПАО «ФСЕ ЕЭС», заместитель Председателя РНК СИГРЭ, отметил, что, несмотря на то, что электроэнергетика – достаточно консервативная отрасль, ежегодно программа инновационного развития включает в себя довольно много направлений. По его словам, будущий специалист – это не просто «классический» энергетик, но он обязан будет быть и специалистом по IT. В РНК СИГРЕ даже, принимая во внимание, что специалистов нужно готовить со студенческой скамьи, с прошлого года появились новые виды членства – для студентов, с бесплатным доступом к материалам и  со сниженными взносами на конференции.

«Наша сегодняшняя тема больше связана с цифровыми технологиями, а у нас в принципе провал и по общей тенденции подготовки кадров, особенно связанных с «большой энергетикой», особенно в теплоэнергетике»,  – сказал Андрей Черезов, заместитель министра энергетики РФ. Он рассказал, что уже несколько лет цифровые подстанции вводят в эксплуатацию в России, но вместе с их вводом вопрос о кибербезопасности встал в полный рост: «Уже рассматривает федеральный закон по этой части в Госдуме, где мы активно участвуем по своей части». Отдельной бедой г-н Черезов назвал отсутствие «специалистов, которые изначально понимали бы эту систему от и до», при наличии узкопрофильных специалистов по связи, АСУ ТП, РЗА, но специалистов, понимали бы систему начиная от работы объекта и кончая безопасностью объекта «просто нет». «И нужно начинать их готовить», – сказал он.

«При этом нельзя забывать и об определенных рисках при развитии цифровых технологий в контексте подготовки кадров, которые являются «обратной стороной медали» сплошной компьютеризации.  Персонал не только должен разбираться, как с помощью компьютерной программы настроить и отладить устройство, но и четко понимать принципы, на которых построена логика устройства. Поэтому изменение и адаптация учебных программ под современные реалии никоим образом не должны затрагивать  объем базовых знаний по профильным дисциплинам» — подвёл итоги г-н заместитель министра.

«Необходимость IT – общий тренд. И программы подготовки будут пересматриваться»,  – сказал Вениамин Каганов, заместитель министра образования и науки РФ. При этом, не все вузы успевают за новыми учебными программами, а в министерстве поддерживают принцип «разумной достаточности» образовательных программ. Г-н Каганов отметил, что со своей стороны министерство готово поддержать крупные компании для программ дополнительного образования, в том числе школьникам и студентам. Как, например, детские технопарки. Как отметил Владимир Тимонин, заместитель директора Департамента государственной политики в сфере высшего образования Минобра, задача министерства – создавать условия для вузов, которые уже сами будут создавать учебные программы, а задача министерства – устранить нормативные трудности в этом процессе.

Юлия Смирнова, представительница Национального агентства развития квалификаций, рассказала о деятельности советов по профессиональным квалификациям. Она указала, что если бы профессиональные стандарты стали документом прямого действия, то вузы смогли бы сразу основывать свои программы на уже разработанных требованиях. Жанна Кадылева, заместитель руководителя Департамента направления «Молодые профессионалы» АСИ, рассказала о проекте «Региональный стандарт кадрового обеспечения промышленного роста», направленный на выстраивание взаимодействия крупных компаний и вузов, как на примере WorldSkills Russia – это уже работает в средне-специальном образовании. Ольга Голышенкова, генеральный директор Международной ассоциации корпоративного образования, высказала мнение, что задавать тренд в профессиях должны компании, поскольку инновационным развитием занимаются именно они, а вузы могут только присоединиться к ним. Кроме того, цифровизация экономики изменяет структуру общества и Россия не может задавать в этом мировые стандарты, в том числе в энергетике, но может стать лидером в рамках объединений ЕАЭС, БРИКС и ШОС.

Дмитрий Холкин, директор проектного центра развития инноваций фонда «Центр Стратегических разработок», рассказал, что ему, как руководителю рабочей группы EnergyNet, уже приходится рассматривать вопросы «как из 2035 года». И в России актуальны три стратегические направления: 1) интернет-энергия, энергосистемы максимально приближенные к потребителю; 2) глобальные инфраструктуры; 3) энергетика для освоения территории (в том числе космоса и океана). И крайне нужны в этой перспективе специалисты по созданию новых практик. О системе профессиональных квалификаций в электроэнергетике рассказал Аркадий Замосковный, генеральный директор Объединения РАЭЛ. Он отметил важность голоса работодателей в системе построения новых программ: «Во главу угла должны быть поставлены работодатели, потому что основным заказчиком и лидером должны стать они».

Выступили на круглом столе и представители бизнеса. Так Александр Славинский, председатель Совета директоров ООО «Масса» («Изолятор»), руководитель Подкомитета D1 РНК СИГРЭ, сказал, что бизнесу необходимо взаимодействовать с вузами – как производственными практиками, так и материально-техническим оснащениям профильных кафедр, для того, чтобы студенты уже имели представление о рабочих задачах. И нужен механизм трансляции требований предприятий к новым сотрудникам для вузов. Его поддержал и Андрей Жуков, заместитель директора по управлению режимами ЕЭС АО «СО ЕЭС», руководитель подкомитета В5 РНК СИГРЭ, отметив, что несмотря на высокий уровень электротехнической школы, который не растрачен по сей день, нельзя отрывать вузы от реальных задач, в том числе не только профессий будущего, но и профессий настоящего.

Светлана Чеклецова, директор по управлению персоналом АО «СО ЕЭС», рассказала об опыте взаимодействия предприятия с вузом и отметила, что уже сегодня есть потребность в отдельных специалистах по новым специальностях, для которых даже разработаны программы, но эта потребность крайне мала – буквально 15 человек, которых можно трудоустроить. А для всех остальных просто нет задач, для которых их готовили. И отсутствие возможности обучать малые группы – тоже большая проблема, с чем согласилась Елена Аксенова, директор Корпоративного университета гидроэнергетики ПАО «РусГидро». Она также высказала мнение, что развитие новых специальностей будет идти параллельно с классическим образованием.

Валерий Карезин, директор образовательных программ АНО «Корпоративная академия Росатома», поднял ещё одну проблему – экспорт образовательных технологий. Сегодня Россия может и поставляет атомные блоки в страны, где не развита атомная энергетика. И уже сегодня необходимо обучать местных специалистов работать с этими технологиями. «Нужна система переноса образования – иначе мы потеряем эти рынки», – подчеркнул он.

Александр Леонтьев, проректор по учебной работе ФГБОУ ВО «Казанский государственный энергетический университет», отметил, что несмотря на то, что профессиональный стандарты – это новое веяние для вузов, их уже интегрируют в работу А Александр Волошин, заведующий кафедрой ВЗиА ФГБОУ ВО НИУ «МЭИ», отметил важность повышения квалификации преподавателей. Что особенно важно становится при экспорте образовательных технологий.

«В данном случае мы не можем говорить о каком-то одном драйвере, одном инициаторе процесса. Всё-таки это синергия. Ни одна из структур – ни компании, ни вузы, ни государство, ни представители СИГРЭ, ни представители различных ассоциаций – в одиночку поднять эту тему не смогут. Поэтому здесь необходимо вместе обсуждать этот вопрос и вместе вырабатывать какие-то пути и подходы к решению этой задачи»,  – подвела итоги мероприятия г-жа Ожегина.

Добавить комментарий