Денег, особенно приходящих со стороны, никогда не будет достаточно

23 ноября, в Аукционном доме Гостиного двора, в рамках пятого Международного Форума по Энергоэффективности и развитию энергетики ENES 2016, прошла пленарная сессия  «Импортозамещение. Инструменты поддержки сформированы. Осваивает ли бизнес предоставленное или необходимы дополнительные ресурсы?». За последние два года Правительство РФ значительно расширило перечень инструментов господдержки импортозамещающих проектов в отрасли машиностроения для ТЭК России. Фонд развития промышленности, специальные инвестиционные контракты, субсидирование процентных ставок – данные инструменты призваны активизировать инвестиционную деятельность в сегменте среднего бизнеса. Достаточно для данных инструментов? Что еще могут сделать органы государственной власти? Каким образом компании ТЭК могут способствовать политике импортозамещения? На эти и другие вопросы отвечали участники дискуссии, представители органов госрегулирования и крупного бизнеса. Посетили совещание и представители портала RusCable.Ru.

В ходе встречи спикеры и участники провели дискуссию по обозначенным вопросам, затем состоялось  подписание инвестиционного соглашения между Ульяновской областью и корпорацией «Legrand», а именно было объявлено о создании нового производства, а в заключении встречи состоялось награждение победителей  Всероссийского конкурса проектов в области энергоэффективности и энергосбережений.

Модератором дискуссии выступил Владимир Самохвалов (партнер Strategic Business Solutions). Он обозначил цель встречи – модернизация мощностей промышленности, как реализация потенциала, заложенного на выполнения задач импортозамещения в машиностроении и топливно-энергетическом комплексе (ТЭК).

В дискуссии приняли участие следующие спикеры:

  • Александр Алексеевич Гладков, директор Департамента добычи нефти и газа Министерства энергетики Российской Федерации
  • Евгений Владиславович Муратов, заместитель Департамента станкостроения и инвестиционного машиностроения Министерства промышленности и торговли Российской Федерации
  • Михаил Александрович Смирнов, генеральный директор, председатель правления публичного акционерного общества «Объединенные машиностроительные заводы»
  • Эдуард Сарифович Гасанов, председатель Совета директоров «НИПИ НГ «ПЕТОН»
  • Петр Алексеевич Синютин, генеральный директор ПАО «МОЭСК»
  • Юрий Игоревич Суняев, заместитель генерального директора публичного акционерного общества «Силовые машины»
  • Александр Борисович Либеров, главный коммерческий директор общества с ограниченной ответственностью «Сименс»
  • Сергей Иванович Морозов, Губернатор Ульяновской области

Обновленная государственная программа по развитию промышленности и повышению конкурентоспособности была принята в 2014 году. В рамках данной программы, а также в рамках деятельности по активизации экономической активности, за последние два года Правительством было разработано и внедрено несколько интересных инструментов государственной поддержки. Это и специальные инвестиционные контракты, и субсидирование процентных ставок, и субсидирование затрат на НИОКР, и Фонд развития промышленности, и другие. В рамках дискуссии необходимо было обсудить достаточность данных инструментов для того, чтобы говорить об импортозамещении хотя бы в перспективе 3-5 лет. Есть ли необходимость в разработке нового инструментария? Какая работа ведется по доработке существующих инструментов государственной поддержки?

В настоящее время в рамках работы Научно-технического совета при Минпромторге созданы и успешно функционируют 11 рабочих групп. В этой работе активно участвуют все нефтяные компании. Первые вопросы о достигнутых результатах, о собственных предложениях по расширению инструментов государственной поддержки предприятий машиностроительного комплекса были адресованы модератором Александру Алексеевичу ГЛАДКОВУ.

«Импортозамещение производилось и до того, как были приняты все эти программы. В каждой из нефтяных, газовых компаний был свой план относительно того, как производить, что замещать. Просто этот процесс шел не настолько публично. Что нам удалось, с моей точки зрения, сделать – это, во-первых, вывести в более-менее публичную плоскость, потому что у нас импортозамещение идет двумя большими направлениями. Первое – это по линии Минпромторга, второе – это по линии компаний с госучастием. Мы более подробно смотрим те программы, которые они утверждают, смотрим цели, сроки, и когда они все будут выполнены. Второе – это то, что удалось сорганизовать компании с тем, чтобы все их усилия направить на выполнение тех задач, которые стоят перед отраслью. Сейчас ситуация немного изменилась, и это, с нашей точки зрения, уже дает ощутимые результаты».

Далее г-н ГЛАДКОВ рассказал о деятельности каждой компании в отдельности, поскольку они напрямую связаны с теми рабочими группами, которые работают в Минпромторге. У каждой рабочей группы выбран модератор.

В экспертных группах «технологии, техники, сервиса и эксплуатации скважин»,  «производство катализаторов и присадок» и «программное обеспечение (ПО)», «технологии производства запасных частей инструментов и принадлежностей» модератором выступает «Газпромнефть». Модератор групп «технологии и оборудование для шельфовых проектов», «технология сжижения природного газа», «технологии и оборудование, используемые для транспортировки газа» компания «Газпром».  Модерирует группу  «технологии и оборудование, используемые для транспортировки нефти» компания «Транснефть», «технологии наклонного бурения горизонтальных винтозабойных скважин» «Сургутнефтегаз», «технологии переработки углеводородного сырья» – «Лукойл».

То, что модератором является представитель какой-то компании, это не значит, что остальные компании в этом не участвуют. В работе этих компаний участвуют все заинтересованные нефтегазовые компании. Модератор курирует этот вопрос, и более активно его продвигает.

«Если мы проанализируем все те рабочие группы, которые мы только что просмотрели, то увидим, что мы покрываем полностью весь спектр от добычи до транспорта и переработки, и по полному циклу всей нефтегазовой отрасли мы проходимся. Полагаю, что если все те планы, которые мы здесь заложили, будут выполнены, то к 2019-2020 году мы будем на импортозамещении от 80 до 90%. Но не по всем отраслям. Подчеркиваю, по шельфам и СПГ более длительные будут сроки разработки и исполнения. Там где-то 2023-2025» – заключил ГЛАДКОВ.

Продолжил выступления Евгений МУРАТОВ. Он сказал, что первостепенной задачей является удовлетворение спроса нашей страны. Экспертные группы, которые работают, и межведомственная рабочая группа по импортозамещению в ТЭК, и в рамках Научно-технического совета по развитию нефтегазового оборудования при Минпромторге России, модерируются заказчиками, которые и формируют спрос на продукцию тех номенклатурных направлений, которыми мы занимаемся. Они изучают спрос по своей компании, и по компаниям в разрезе данной номенклатуры, по другим компаниям ТЭК, соответственно, консолидируют некий спрос на ту продукцию, которая должна производиться в нашей стране, или аналогов, которых в настоящий момент нет. И предприятия, инжиниринговые компании, машиностроительные предприятия, понимают, на что ориентироваться, какой продукт необходимо производить из расчета того, что они понимают, что заказчики планируют покупать.

В этой связи Министерству промышленности и торговли гораздо проще с учетом результатов работы экспертных групп приоретизировать и определять те инвестиционные проекты по выпуску новой линейки машиностроительной продукции, которые будут пользоваться государственной поддержкой с учетом нений заказчиков.

Ранее, в основном, поддерживали заявки, идущие от исполнителей, которые доказывали, насколько это оборудование, которое они будут с государственной поддержкой выпускать, будет энергоэффективным, дешевым, маленьким, легким, производительным. Такие проекты поддерживались, потом производитель приходил по результатам реализации этого проекта, и просил найти ему заказчика, чтобы кому-нибудь это продать. Около двух лет назад концепция работы в компаниями в Министерстве изменилась – сейчас отталкиваются от позиции заказчика. То есть те производители, которые имеют желание и возможности реализовать необходимый проект, они получают поддержку.

Соответственно, по результатам работы Министерством был сформирован план импортозамещения, включающий в себя те технологические направления, которые имеют высокую импортозависимость, с одной стороны, и имеют достаточно большой спрос со стороны заказчиков, с другой стороны. То есть это те проекты, по которым есть понимание по внедрению, по развитию продаж этой продукции, по результатам испытаний и выпусков в промышленное производство. В основном эти проекты и поддерживаются.

По результатам уже заканчивающегося 2016 года в рамках работы Научно-технического совета было запущено в настоящий момент два специальных инвестиционных контракта. Сейчас это один из основных инструментов поддержки инвестиционных проектов, реализации промышленной политики. Всего в стране заключено 6 специальных инвестиционных контрактов, два заключены по нефтегазовому машиностроению в рамках работы экспертных групп Научно-технического совета.

Помимо специальных инвестиционных контрактов достаточно много есть инструментов поддержки в Министерстве промышленности и торговли. Это и Постановление №1312 – субсидия части затрат на НИОКР.  Есть постановление №3 – субсидирование процентной ставки по кредитам, взятым в банке. На реализацию в области инвестиционных проектов было выделено за последние 1,5 года около 200 млн. руб, Это постановление будет работать еще достаточно долго, и очередная комиссия проходит сейчас в Министерстве по определению новых инвестиционных проектов, которые будут пользоваться поддержкой.

Из Фонда развития промышленности взято под 5%-ную ставку уже более 3 млрд. руб. на поддержку проектов, определенных Научно-техническим советом по развитию нефтегазового оборудования. 214 постановление работало эффективно, пока был обеспечен бюджет, около 1 млрд. руб. было выделено субсидий на поддержание оборотных средств наших машиностроительных мероприятий, которые до сих пор имеют достаточно серьезные кассовые разрывы. В Министерстве понимают проблематику взаимоотношений с заказником, отсутствия авансов, фактическая оплата после производства оборудования, его изготовления. Этот инструмент достаточно эффективно работал.

«В 2016 этом году, – рассказывает г-н МУРАТОВ, – мы заключили 6 контрактов по государственной программе развития судостроительной техники для развития шельфовых месторождений. То есть это все будем совместно с компаниями, которые обеспечивают не менее 50% внебюджетного финансирования разработки данных технологий и институтами, и при государственной поддержке, будем производить данную продукцию».

Все постановления, которые касаются поддержки НИОКР, имеют такое требование, как «убедительность» получения внебюджетного финансирования. Помимо финансовых мер поддержки Министерство достаточно много времени уделяет рекруторным мерам, и на выходе определение критериев страны происхождения для разных групп продукции машиностроения. Так с 1 января 2017 года российский участник конкурентных процедур по 223 федеральному закону будет иметь 10%-ную преференцию по цене по сравнению с иностранными участниками.

«Также мы модерируем и администрируем Постановление Правительства №1924, и когда заказчик для государственных муниципальных нужд, или заказчик, который пользуется или планирует пользоваться мерами государственной поддержки, и освобождения от НДС при импорте, и какие-то средства, например, Фонд национального благосостояния, или реализует какие-то проекты в рамках госпрограмм, целевых программ, каждую поставку оборудования должен согласовывать в Минпромторге. В этой связи мы создали комиссию, в которую входят ведущие союзы, ассоциации, вузы, Российская академия наук, по рассмотрению каждой конкретной заявки», – сказал МУРАТОВ.

В настоящее время с ФАС идет окончание формирования предложений по внесению изменений в 583 Постановление Правительства о возможности заключения долгосрочных контрактов на внеконкурсной основе с отечественными предприятиями, которые готовы и планируют поставлять импортозамещающую продукцию.

Долгосрочный заказ на срок до 8 лет позволяет спокойно и уверенно чувствовать себя машиностроителю, планировать свою работу, привлекать кредиты, собственные средства, искать лицензиаров тех или иных технологий. В Министерстве всячески поддерживаются эти инициативы заказчиков, и есть желание обеспечить для них уже спокойные условия размещения, под которые инвесторы, отечественные и зарубежные, будут готовы  строить  в России заводы, модернизировать, выпускать линейку импортозамещающей продукции, и развиваться сами.

В завершение спикер отметил, что 30 ноября в Министерстве заканчивается конкурсный отбор и прием заявок по принципиально новому инструменту государственной поддержки, который разработали в этом году – это субсидирование до 50% стоимости производства пилотных партий продукции. Пилотные партии продукции несут в себе и затраты на НИОКР, и капзатраты, на реализацию, и априори они дороже тех серийных партий продукции, которые наши иностранные производители давно выпускают, освоили, в каких масштабах это все реализуется. В этой связи вышло Постановление Правительства №1143 о возможности Министерства промышленности и торговли субсидировать до 50% стоимости пилотных партий. Минфин выделил до конца года на это постановление 1 млрд. руб., поэтому все возможности и средства есть. Докладчик пригласил участников совещания воспользоваться этой информацией, ознакомиться с постановлением, подать в министерство заявку и призывал более активно работать с Министерством, обеспечивая достаточно полноценную обратную связь.  В настоящее время к заявке нужно приложить либо письмо поддержки от заказчика, либо договор поставки с заказчиком на плотную партию продукции.

«Горим большим желанием поддержать развитие наших предприятий машиностроения, инжиниринговых компаний, и заняться реальным импортозамещением, которым, надеюсь, уже занимаемся. Поэтому еще раз спасибо за участие» – подытожил г-н МУРАТОВ.

К генеральному директору, председателю правления ПАО «Объединенные машиностроительные заводы» («ОМЗ») Михаилу Александровичу СМИРНОВУ модератор встречи обратился с таким вопросом: достаточно ли обозначенных выше инструментов для того, чтобы запустить деятельность по импортозамещающим проектам в области машиностроения, или что-то требуется дополнительно?

Михаил Александрович обратил внимание на то, что несмотря на внушительные с одной стороны суммы, при распределении их на сотни предприятий страны эта внушительность не производит должного эффекта.

Он привел пример своего предприятия, «ОМЗ», которое не является  исключением. В общей сложности весь финансовый эффект существенно меньше 1% выручки. При этом есть один очень-очень важный фактор. Программы, на взгляд компании, действительно достаточно неплохо сбалансированы, и они поддерживают именно те области, где точечная пусть не всегда большая, но финансовая, тем не менее, поддержка очень необходима. Это развитие новых продуктов, включая проекты НИОКР, и механизм субсидирования опытных образцов и пилотных партий новой продукции. Они действительно очень важны. Эти меры в сочетании с мерами, которые очень хотелось еще запустить при поддержке экспорта, финансовой или близкой к финансовой поддержке экспорта, эти два направления гарантированно помогают, несмотря на общую в чем-то незначительность, тем не менее, при достаточно существенных общих цифрах.

Владимир Самохвалов конкретизирует вопрос: «Достаточно этих инструментов для того, чтобы запустить процесс?» на что Михаил Александрович отвечает, что денег, особенно приходящих со стороны, никогда не будет достаточно.

«Другое дело, что это позволяет сфокусироваться именно на тех направлениях, где деньги наиболее важны, потому что, не секрет, сегодня ситуация достаточно сложная. Мы все находимся в достаточно тяжелых условиях. Вначале года одна из мер финансовой поддержки – это субсидирование ставки кредитов под оборотный капитал, – она у нас исчезла, что еще больше не то, чтобы осложнило, но усугубило ситуацию точно. В условиях очень тонкой и дорогой оборотки отвлечение средств на проекты, которые дадут тебе выводу в будущем, возможно, не в немедленном, а в будущем через два года, через бо́льший срок, очень критично, и многократно думаешь, есть ли возможность сделать это сегодня. Если появляется стимул, который позволяет закрыть хотя бы часть затрат на подобные проекты, как правило, это относится к новым продуктам с длинным циклом проектирования изготовления. Если появляется хотя бы частичная поддержка, то решение принять гораздо легче, это позволяет двигаться», – резюмирует СМИРНОВ.

К дискуссии подключается Юрий Игоревич СУНЯЕВ, обозначая свой взгляд на инструменты господдержки: «Наш опыт показывает, что всех принятых мер не совсем достаточно». Он привозит пример с собственным проектом компании: создание тихоходной турбины для атомной электростанции, для АЭС. Есть заказчик, подписан контракт с компанией «Росатом». Проект, требующий 4-летнего цикла разработки, испытаний и внедрения. В данном случае без дополнительной помощи Минпромторга и Министерство энергетики не обойтись, здесь  потребуется колоссальное привлечения как собственных ресурсов компаний, так и других проектов организаций, входящих в компанию «Росатом».

Третий тип проектов, даже целая область, которая требует поддержки больше не производителей, а больше потребителей – это генерирующие компании, которые обладают довольно изношенным парком технологического оборудования. Ни для кого не секрет, что оно изношено довольно серьезно, и модернизация и ремонт этого парка пока идут не системно. Запросов на разрешение о продлении сроков обслуживания оборудовании, находящегося в не самом хорошем состоянии, приходит множество. Соответственно, давать такие разрешения нельзя, автоматически это означает разрешение на эксплуатацию аварийного оборудования.

По мнению г-на СУНЯЕВА было бы полезно создать межправительственную, межведомственную рабочую группу и с производителями оборудования, и с генерирующими компаниями, чтобы к этому вопросу подойти более системно, потому что они в первую очередь говорят о дефиците оборотных средств для модернизации этого оборудования. Именно этот инструмент называет Юрий Игоревич одним из необходимых для развития.

Модератор добавляет, что тема, связанная с техническим регулированием, действительно важна. На его взгляд, это направление у нас недооценено. Изменения в области технического регулирования, связанные с безопасностью, экологией, энергоэффективностью, способны реально создать значимый спрос на продукцию машиностроения. Это тема тяжелая, ею нужно заниматься, она кропотливая, но, по-мнению спикера, это действительно способно дать значимый эффект для увеличения спроса.

К разговору подключается Эдуард Савельевич ГАСАНОВ, который  в своей компании активно реализует проекты по строительству объектов для ТЭК, работает с западными лицензиарами, ведет собственные разработки. Очередной спикер, представитель бизнеса, высказывает свое мнение относительно того, что нужно сделать для того, чтобы увеличить долю российского машиностроения в поставляемой продукции:

«Мы, российский рынок, сейчас находимся в той стадии, когда мы вынуждены или принимать правила, сценарии иностранных компаний, которые зайдут со своими технологиями, а клиенты на рынке в части отечественных компаний, приобретая данный продукт, зачастую не делают анализа возможностей преимущественного эффекта, импортозамещении, валютные риски на стадии… Не всегда инструменты хеджирования позволяют контролировать инструменты затрат. И в целом наш клиент сталкивается с тем, что он берет то, что уже заложено разработчиками или лицензиаром базового проекта без изменения сценария».

Чтобы нам защитить собственные интересы, интересы отечественных производителей в части машиностроительного комплекса, или клиента, который должен базировать собственные инвестиции в конечный продукт, нужно начинать с технологий.

Цитата СМИРНОВА:
«Российскому оборудованию  нужен преференционный режим, как минимум в проектах, реализуемых государственными компаниями. Возможность произвести в России бо́льшую часть оборудования, которое участвует в проектах энергетики, нефти, газопереработки, в России на сегодняшний день достаточно. В статистическом оборудовании близко к 100%, в динамическом оборудовании я бы высказался на уровне 70-85%, в зависимости от наличия или отсутствия узких вещей».

Модератор обобщает тему разговора –  речь идет об изменении нормативно-правовых актов, касающихся возможности использования продукции отечественных производителей при реализации контрактов западных лицензиаров в том числе. Выносится решение о том, чтобы вынести данный  вопрос для  Министерств промышленности и энергетики.

Продолжает дискуссию Петр СИНЮТИН. ПАО «МОЭСК» показывает  впечатляющие результаты по импортозамещению. Если в 2012 году объем закупок импортного оборудования составлял 21%, то 2016 год заканчивается показателем в 2% . Как пришли к таким показателям?

Первое, по-мнению г-на СИНЮТИНА, результат работы отечественной электротехнической промышленности, которая существенным образом подтянула качество, и сегодня кабельная продукция, распределительные устройства в значительной степени не уступают тому, что предлагают зарубежные поставщики. Второе, локализация зарубежных производителей в России.  Последнее десятилетие шло активное строительство заводов Siemens, Schneider, Hyundai, Toshiba, то есть такие крупные производители имеют сегодня свои заводы, и поставляют со своих заводов продукцию.

Петр Алексеевич отмечает, что особенности крупных городов в том, что требования к мощности подстанций растут, а возможности расширения строительства и увеличения земельного участка отсутствуют. К примеру, внутри Садового кольца находится 5 подстанций 110 КВт, при этом оставаясь в том же размере здания, не увеличивая земельный участок нужно увеличить в два раза мощность подстанций. Это означает, что необходимо использовать оборудование, которое в тех же помещениях передает бо́льшую мощность в два раза. И критическим здесь становится показатель токов короткого замыкания. Выключатель в данном случае должен был включить 63 кА, и сегодня в России нет, к сожалению, производителей, которые могут делать выключатели с такой отключающей способностью, компактные или газовые выключатели.

На сегодняшний день в ПАО «МОЭСК» существует запрет на закупку любой импортной продукции без согласования со специально созданной  группой по импортозамещению. Регулярно проводится анализ проектов компании и проектных решений на предмет замены импортных материалов и оборудования отечественными аналогами.

Г-н СИНЮТИН высказывает пожелание относительно того, чтобы в Минэнерго к производителям электротехнического, энергетического оборудования было также оказано внимание, также он сообщил о готовности со своей стороны указать технические задания, требования.

Второй критический вопрос касается диспетчерской системы, диспетчерского оборудования и связи. Есть необходимость и  по системам диспетчерско-технологического управления в электроэнергетических системах создать проектную группу, в Минэнерго или в Минпроме, с тем, чтобы активно помочь и создать такого поставщика, который мог бы нормально качественно конвоировать и обеспечивать качество этой системы.

В отличие от  нефтегазового машиностроения где иностранные производители неактивно участвуют в локализации, то в машиностроении для электротехнического комплекса локализация происходит активно.  К дискуссии присоединяется Александр Борисович ЛИБЕРОВ, главный коммерческий директор общества с ограниченной ответственностью «Сименс». Он ответил на вопросы о причинах локализации и развития бизнеса в России и есть ли вероятность использования  российских мощностей не только для производства импортозамещающей продукции, но и для продукции, которая поставляется на экспорт.

За последние 5-6 лет Siemens проинвестировал 1 млрд. евро в российскую экономику, что говорит о том, что ситуация вокруг иностранных инвестиций в России не так уж и плоха. Он отметил, что заметны улучшения в законодательстве РФ, уменьшены административные бюрократические барьеры. В регионах создана достаточно благоприятная атмосфера для инвестиций, существует система одного окна, когда при непосредственном патронаже губернаторов происходит помощь в регистрации и в преодолении различных бюрократических барьеров, и быстрого начала выборов. Здесь между регионами и губернаторами тоже существует своего рода конкурентная борьба, в каком регионе компания проинвестирует.

Второй момент, который отмечает ЛИБЕРОВ – Россия является конкурентоспособным рынком с точки зрения научной базы, с точки зрения стоимости рабочей силы. Стоимость рабочей силы в России сейчас в регионах меньше, чем в Китае, меньше, чем в Мексике, отмечает докладчик. То есть с точки зрения экономической составляющей Российская Федерация имеет совершенно конкурентоспособную составляющую. И развитие рубля и евро в этом смысле помогает в последние годы. И научная база, и образование в российских университетах находится на высоком уровне, и они  имеют возможность набирать локальный персонал  без особых проблем.

Третий момент – энергетика, которая является одним из важных стратегических приоритетных направлений развития экономики России с ее огромной территорией, с ее многочисленными климатическими поясами. И для «Сименс» это тоже одно из важных стратегических направлений.

«Наряду с железнодорожным машиностроением энергетика – это наше основное направление здесь в Российской Федерации, начиная от ротационного генерирующего оборудования в экономике, и заканчивая распределением и поставкой ее конечному потребителю. Здесь нами создано 10 производственных площадок в России, в различных регионах, совместных предприятий. Это сименсовские 100%-ные предприятия. И мы ведем локализацию», – говорит Александр Борисович. «В настоящее время мы находимся на уровне локализации в 35%. И до конца следующего финансового года хотим повысить до 50% с целью до 2020 года 70%», – добавляет он.

После доклада Алексиса КОНАНА, генерального директора Группы Legrand в России и странах СНГ,  им, а также Сергеем ВАСИНЫМ, генеральным директором «Корпорации развития Ульяновской области», Губернатором Ульяновской области, Сергеем МОРОЗОВЫМ было подписано соглашение об инвестировании в строительство завода про производству низковольтного коммутационного оборудования в области. Предприятие площадью более 22 тыс. кв. м. Будет построено в специальной промышленной зоне «Заволжье», общая площадь которой оставит более 760 га. В течение 2х лет Legrand инвестирует в строительство новой производственной площадки более 1 млрд рублей. Ввод завода в эксплуатацию запланирован на 2018 год.

Алексис КОНАН: «Мы по-прежнему видим высокий инвестиционный потенциал в Российской экономике. Поэтому не останавливаем свое развитие в этом регионе. Сегодня приблизительно 35% ассортимента Legrand, представленного в России, производится здесь же. В 2018 году мы планируем достигнуть отметки в 50%».

Добавить комментарий