ТЭК вчера, сегодня и завтра

8 апреля 2016 года состоялось четвертое заседание расширенной Коллегии Минэнерго России, в ходе которого были подведены итоги работы Министерства и отраслей ТЭК в 2015 году и определены задачи на среднесрочную перспективу. На мероприятии присутствовали представители RusCable.Ru и ЭНЕРГОСМИ.

В заседании приняли участие Министр энергетики Российской Федерации Александр Новак, заместитель  Председателя Правительства Российской Федерации Аркадий Дворкович, Министр промышленности и торговли Российской Федерации Денис Мантуров, председатель комитета по энергетике Госдумы Российской Федерации Павел Завальный, аудитор Счетной палаты Российской Федерации Валерий Богомолов, член комитета Совета Федерации по экономической политике Виктор Рогоцкий, руководители регионов и  компаний ТЭК, представители экспертного, профсоюзного и научного сообществ.

В своем выступлении Александр Новак отметил, что ТЭК России продолжает справляться со своими задачами, несмотря на осложнение экономической и внешнеполитической ситуации в последние годы – в 2015 г. российский ТЭК столкнулся с вызовами, связанными со снижением цен на нефть, газ и уголь на мировых рынках, достигавшим 30-40%, а также с действием санкций, ограничивающих доступ компаний к финансированию и некоторым технологиям. Несмотря на это, отрасли ТЭК продемонстрировали устойчивую динамику развития.

В рамках доклада глава Минэнерго РФ отметил, что одним из важнейших событий 2015 г. в электроэнергетике стала интеграция энергосистемы Крыма в единую энергосистему России.

Была внедрена новая модель долгосрочного конкурентного отбора мощности (КОМ), которая использует эластичную кривую спроса на мощности. Отбор теперь производится по ценовым зонам, а не по зонам свободного перетока, что обеспечивает оптимальную работу рынка и вывод неэффективных генерирующих мощностей из эксплуатации. Снизился объем вынужденной генерации. К 2019 г. планируется вывод порядка 10 ГВт неэффективной мощности, заявил г-н Новак.

Для снижения уровня неплатежей, значение которых на оптовом рынке на конец 2015 года составило 52,6 млрд рублей, а на розничном 180,8 млрд рублей, по инициативе Минэнерго разработан законопроект, который в ноябре 2015 г. принят Государственной Думой (307-ФЗ).

Аварийность на российских объектах генерации мощностью свыше 25 МВт за год снизилась на 5%, в электросетех 110 кВ и выше – на 11%. Выработка электроэнергии составила 1 050 млрд кВт-ч. (+0,2 % к 2014 году), ввод новой мощности по России – 4,9 ГВт (прирост – 2,9 ГВт). За 4 года генерация была обновлена на 10% — ведено 22,6 ГВт.

Модернизация генерирующего оборудования позволила в прошлом году снизить удельные расходы на отпуск электрической энергии с 319,8 г. до 317,6 грамм у.т./кВт-ч. Достигнутые показатели являются минимальными за последнее пятнадцать лет. В стоимостном выражении экономия топлива составила более 3,5 млрд рублей от уровня 2014 г.

Успешной оказалась и борьба с неэффетивными ТСО. Их количество сократилось на четверть, до трех тысяч, а в перспективе в ближайшие годы сократится до двух тысяч.

В 2015 году повысилась доступность энергетической инфрастуктуры. По показателю доступности энергоинфраструктуры Россия поднялась более чем на 100 позиций – на 29 место в рейтинге Всемирного банка. Г-н Новак подчеркнул, что успешный опыт Москвы и Санкт-Петербурга должен быть распространен на другие регионы России.

2015 год был годом прорыва в области реализации программы развития ВИЭ. За год в России построены 11 солнечных электростанций общей мощностью 55 МВт и ветроэнергетический комплекс в п. Усть-Камчатск на Дальнем Востоке (0,9 МВт). Построен завод фотоэлементов ООО «Хевел» в Новочебоксарске. Повышение интереса инвесторов к ВИЭ позволило отобрать на КОМ в 2015 году 17 генерирующих объектов ВИЭ с совокупной мощностью 1445,64 МВт, с плановым сроком ввода до 2019 г.

В течение года продолжилось освоение и ввод новых месторождений Арктического региона и Восточной Сибири: Яро-Яхинского, Термокарстового и других. Среди ключевых событий в отрасли Александр Новак выделил последовательную реализацию Восточной газовой программы,  начало строительства газопровода «Сила Сибири», а также газоперерабатывающего комплекса в городе Свободный Амурской области. В западном направлении развивается инфраструктура, необходимая для подачи газа в «Северный поток-2».

В 2015 году объем добычи газа снизился на 1% и составил 635,5 млрд куб. м. Снижение обусловлено низким спросом на внутреннем рынке из-за теплой погоды и сокращением поставок на Украину. При этом общий показатель экспорта российского трубопроводного газа вырос почти на 7% и составил 178 млрд куб. м. Уровень газификации российских регионов вырос до 65,7%.

В целом за год на организованных биржевых торгах было реализовано порядка 7,5 млрд куб. м газа на общую сумму более 20,5 млрд рублей. В ближайшее время планируется выйти на уровень 30-35 млрд. куб м газа в год.  Внедрен режим торговли в режиме «на сутки вперед». Объем реализации газа в качестве моторного топлива вырос за год на 10% и составил 0,45 млрд куб м.

«Наша основная задача в направлении международного сотрудничества – это развитие взаимовыгодных отношений со всеми странами в энергетической сфере, укрепление позиций российских энергетических компаний на рынках зарубежных стран, формирование общих энергетических рынков в рамках Евразийского экономического союза, содействие реализации международных проектов в рамках Восточного вектора государственной энергетической политики, расширение и укрепление диалога на площадках различных международных организаций и объединений»,  – так охарактеризовал позицию Минэнерго по этому направлению г-н Новак.

Министр энергетики России Александр Новак заявил о том, что рассчитывает на принятие энергостратегии РФ до 2035 года уже в этом году, поскольку она «тянет» за собой другие стратегические планы. После утверждения энергостратегия России станет основой для корректировки документов стратегического планирования в сфере ТЭК, включая генеральные схемы развития отраслей и госпрограмму «Энергоэффективность и развитие энергетики».

Г-н Дворкович сказал, что рассчитывает рассмотреть обновленную Энергостратегию до 2035 года на ближайшей правительственной комиссии по ТЭК.  «Создаются новые предпосылки для формирования инвестиционных программ, модернизации производства для развития всех компаний и государства в целом, поскольку ТЭК является системообразующим для нашей экономики. Детальные расчёты и правительством, и компаниями уже сделаны, они закладываются в новую редакцию стратегии, которая сейчас находится в активном обсуждении и на ближайшей комиссии по ТЭК мы будем её подробно обсуждать», — сказал он.

В своём выступлении г-н Мантуров заверил, что Минпромторг тесно взаимодействует с Минэнерго. Основной площадкой для такого взаимодействия сегодня является межведомственная рабочая группа по импортозамещению в ТЭК, в рамках которой объединены компетенции нефтегазовых компаний и машиностроителей. По мнению главы Минпромторга, это позволило более точно настроить меры господдержки, которые нацелены не только на стабилизацию текущей ситуации, но и на создание предпосылок для дальнейшего уверенного развития.

«Через различные инструменты поддержки в прошлом году мы довели до предприятий нефтегазового, тяжелого и энергетического машиностроения свыше 5 млрд рублей. В частности, 800 млн рублей предоставлены в виде субсидирования процентных ставок по кредитам на пополнение оборотного капитала. Еще почти миллиард рублей направлен на проведение НИОКРов и 645 млн – на компенсацию процентов по кредитам на реализацию комплексных инвестпроектов. В условиях ограниченного доступа к финансовым ресурсам крайне востребованным оказался механизм предоставления льготных займов Фонда развития промышленности. Из этого источника восемь предприятий получили финансирование на реализацию высокотехнологичных проектов в объеме 2,8 млрд рублей», – сказал г-н Мантуров.

На коллегии обсудили и вопрос о нефти и газе в ближайшей и среднесрочной перспективе. Несмотря на сложную ситуацию в экономике, инвестиции в отечественный топливно-энергетический комплекс (ТЭК) сохранятся на уровне прошлого года, а добыча газа и нефти в России в текущем году увеличится. «В этом году мы также наблюдаем увеличение глубины переработки. Это означает также, что у нас будет рост объемов, направленных на экспорт. Таким образом, объем экспорта будет выше, чем в 2015 г.»,  – сказал г-н Новак.

По словам министра, компании ТЭК инвестируют в развитие производства в текущем году не менее 1,8 триллионов рублей, что соответствует уровню 2015 года и на 10 процентов больше, чем было вложено в 2014 году.

Г-н Новак заявил о том, что рассчитывает на успех переговоров по возможной заморозке добычи нефти странами-членами ОПЕК и странами, не входящими в организацию. В столице Катара Дохе 17 апреля планируется обсудить фиксацию объемов добычи на уровне января:  «Сейчас обсуждается заморозка добычи на уровне января, но могут поступить другие предложения».

Александр Новак не видит необходимости корректировать «налоговый маневр»: «В 2015 году запущен «большой налоговый маневр». По данным мониторинга, проведенного минэнерго совместно с минфином, очевидно положительное влияние налогового маневра на состояние нефтяной отрасли и ее конкурентоспособность на международном рынке[…] Необходимости корректировки параметров налогового маневра нет. Мы считаем необходимым сохранение стабильного налогового окружения на долгосрочную перспективу», — сказал министр.

Правительство РФ обсуждает новые налоговые режимы в нефтяной сфере, включая налог на финансовый результат и другие предложения, рассказал в своём выступлении г-н Дворкович: «Мы продолжаем предоставление существенных налоговых льгот основным нашим производителям нефти и газа во всех ключевых регионах страны. Обсуждаем новый налоговый режим, в том числе налог на финансовый результат. Есть и другие идеи у отдельных министерств, это обсуждение продолжим в ближайшее время».

О том, что дальнейший рост налоговой нагрузки может поставить под вопрос планы компаний по увеличению глубины нефтепереработки, заявил в своём выступлении генеральный директор «Газпром нефти» Александр Дюков: «Очень важно сохранить налоговую нагрузку в нефтепереработке. Дальнейший рост поставит под вопрос планы многих компаний по повышению глубины. Сейчас такие разговоры ведутся. Конечно, желательно избежать дальнейшего повышения налоговой нагрузки».

В нефтегазохимической отрасли 2015 году была завершена реконструкция 3 производств на предприятиях   ООО «Ставролен», АО «Воронежсинтезкаучук» и ООО «Томскнефтехим». В сентябре 2015 года в Ханты-Мансийском автономном округе был введен в эксплуатацию Южно-Приобский ГПЗ  проектной мощностью переработки 0,9 млрд куб. м ПНГ в год. В целом за 2015 год было произведено 4,7 млн тонн крупнотоннажных полимеров (+14,6% к 2014 году). Перед отраслью стоит задача по увеличению этого показателя до 5,1 млн т.

Обсудили вопрос и разведки месторождений. «Разведочное бурение в прошлом году снизилось почти на 18%. Это повлияло на снижение темпов прироста запасов. Это один из достаточно тревожных факторов. Понятно, что он обусловлен текущими макроэкономическими факторами и низкими ценами на нефть. Тем не менее, это может сказаться на добыче нефти в будущем», — сказал г-н Новак.

Однако академик РАН Алексей Конторович в своём выступлении сказал, что необходима смена парадигмы нефтегазовой добычи: «Необходима новая последовательная смена идеи экстенсивного развития на идею интенсивного развития, ввиду исчерпанности предыдущей». Г-н Конторович подчеркнул, что смена парадигмы и разработка научно-исследовательских и рабочих инструментов для нового витка развития нефтегазовой отрасли обойдется недёшево, но это, по его мнению, окупится тысячекратно.

Г-н Мантуров отметил, что Минпромторг РФ выделит 1,8 млрд руб на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы  в рамках создания российского оборудования для добычи нефти и газа. «В конце прошлого года была откорректирована государственная программа судостроения, в рамках которой только в ближайшие два года мы планируем поддержать проведение НИОКРов по 10 направлениям шельфовой тематики, связанных с сейсморазведкой и подводным сетевым оборудованием в объеме 1,8 млрд рублей», – сказал г-н Мантуров. Работы по импортозамещению в этой отрасли министерство выделило в отдельное направление. Также он заявил, что интерес к специнвестконтрактам [специнвестконтракт — новый механизм поддержки промышленности, предусматривающий неизменные условия ведения бизнеса, налоговые и другие преференции в течение 10 лет для инвесторов, открывающих свои производства на территории РФ, — ред.] уже проявили крупнейшие компании России. «Предметный интерес к специнвестконтрактам уже обозначили ряд ведущих компаний – «Газпром», «Транснефть» и «Газпром нефть». По предлагаемым проектам объем инвестиций превышает 18 млрд рублей» – подчеркнул он.

Глубина переработки нефти по итогам 2015 г. увеличилась на 2 п.п. до 74,2%, что позволило снизить объем первичной переработки нефти на 2% (до 282,7 млн.т). Объем производства бензинов 5 класса увеличился на 16,1% до 33,1 млн т, дизтоплива 5 класса – на 23,5% до 55,7 млн т.  «Это позволило нам безболезненно отказаться от обращения дизельного топлива 4 и более низких экологических классов с 1 января текущего года. Переход на обращение на внутреннем рынке автобензина исключительно 5 класса решением Совета ЕЭК перенесен на 1 июля 2016 г. Текущие показатели отрасли свидетельствуют о готовности компаний к выполнению этого решения», — подчеркнул Министр энергетики.

Не обошли вниманием и угольный вопрос. Министр энергетики отметил, что с целью сбалансированного развития производственного потенциала  потребуется также разработать и реализовать Программу лицензирования угольных месторождений до 2020 года, упростить процедуру согласования отклонений от лицензионных соглашений и согласования проектной документации, а также проработать механизмы перехода на технологические принципы нормирования вредных выбросов, сбросов и обращения с вскрышными и вмещающими породами.

Г-н Дворкович допустил принятия властями РФ решения о закрытии самых опасных угольных шахт, но последовать оно может лишь после оценки возможных социальных и производственных последствий.  «Безопасность находится в центре внимания. Возможно, мы должны будем пойти на закрытие отдельных наиболее опасных шахт, участков, и это может привести к некоторым изменениям в структуре производства и потребления. […] Скоропалительных решений здесь не будет»,  – сказал он. Это заявление в своём выступлении на коллегии  прокомментировал Иван Мохначук, председатель Российского независимого профсоюза работников угольной промышленности, сказав, что шахты нужно делать безопасней, а не закрывать – эти шахты необходимы для развития металлургии. «Шахты просто так мы закрыть не дадим», – сказал он.

Минэнерго РФ предлагает формировать механизм долгосрочных тарифов на железнодорожные перевозки угля в рамках содействия развития отрасли. «Наше предложение, которое мы высказывали на совещании у председателя правительства, заключается в том, чтобы был сформирован механизм долгосрочного тарифообразования»,  – подчеркнул министр, пояснив, что это необходимо для того чтобы «угольные компании знали, какие тарифы будут, не на один год, а на несколько лет вперед — на 5,10 лет». «Пускай это будут тарифы, которые индексируются на какой-то уровень, но самое главное — чтобы не было непредсказуемости», – отметил Новак.

Это одно из возможных направлений по сохранению угольной отрасли, о которых говорил в выступлении на коллегии генеральный директор угледобывающего холдинга «Сибирская угольно-энергетическая компания» (СУЭК) Владимир Рашевский. Он уточнил, что угольная отрасль имеет все предпосылки к тому, чтобы преодолеть негативное влияние кризиса и успешно развиваться, наращивая экспорт и укрепляя свои позиции на мировом рынке.

Общественный совет при ведомстве высоко оценивает качество как итогового отчёта министерства за 2015 год, так и задач на текущий год, отметил член общественного совета при Министерстве энергетики Александр Волошин. «Как мы видим, бюджетное финансирование сокращается, акцент делается на привлечение частных инвестиций, что абсолютно правильно в нынешней сложной ситуации», – так охарактеризовал ситуацию г-н Волошин. По его словам, Минэнерго удалось показать конкретные результаты работы и сформировать чётко оцениваемые показатели на будущее.

Ключевыми задачами и целями на 2016 год в Минэнерго России считают:

  • Ввод в эксплуатацию второго этапа энергомоста через Керченский пролив (который, по словам г-на Дворковича, состоится уже буквально через несколько дней).
  • Создание государственный информационный системы топливно-энергетического комплекса (ГИС ТЭК).
  • Реализацию плана мероприятий «Внедрение целевой модели рынка тепловой энергии».
  • Корректировку генеральных схем развития нефтяной и газовой отраслей на период до 2035 года.
  • Реализацию мероприятий по совершенствованию правового регулирования по подключению потребителей к сетям газораспределения.
  • Реализацию мероприятий плана содействия импортозамещению в промышленности, плана мероприятий по снижению зависимости российского ТЭК от импорта оборудования, технических устройств, комплектующих, а также услуг, и отраслевого плана мероприятий по импортозамещению в нефтеперерабатывающей и нефтехимической отраслях промышленности РФ.

В рамках расширенного заседания коллегии также прошло вручение государственных и ведомственных наград, которое провели Аркадий Дворкович и Александр Новак. По итогам заседания Александр Новак ответил, что все предложение руководителей органов власти и компаний, озвученные в рамках коллегии Минэнерго, войдут в итоговый протокол и будут подробно проанализированы Министерством.

На пресс-конференции по итогам расширенного заседания коллегии Минэнерго г-н Новак прокомментировал и ситуацию с «Россетями» и «ФСК ЕЭС»: «Рассматривались [на совещании у главы государства по развитию сетей, — ред.] несколько вопросов. Самый главный – улучшение финансово-экономического состояния, решение тех системных проблем, которые мы сегодня видим в отрасли. […] В первую очередь идет речь о решении вопроса неиспользуемых сетевых мощностей. […] Второй вопрос  – о подключении к сетям ЕЭС и оплате за транспортировку электроэнергии по тарифам распределительных сетей. […] Обсуждались и вопросы и по корпоративному управлению, по повышению управляемости в электросетевом комплексе и усиления роли «Россетей» и совета директоров «Россетей» в целях проведения единой технологической политики, финансовой и других стратегических вопросов, которые требуют решения в рамках единого холдинга «Россети». [Усиление роли «Россетей», — ред.]По всем вопросам, которые входят в компетенцию «Россетей» в соответствии с акционерным соглашением между «Россетями» и Росимуществом.»

Источник: RusCable.Ru

 

Добавить комментарий